Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СОЦИОЛОГИЯ



СОЦИОЛОГИЯ

(лат. societas - об-во и греч. logos - учение, слово) - наука об общих и специфич. законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, соц. групп, классов, народов. Объектом социологич. познания является об-во, рассматриваемое как единый соц. организм. Как самостоятельная наука С. возникла в XIX в. (термин введен О. Контом) в рез-те конкретизации проблематики традиционной соц. философии, специализации и кооперации обществ. наук и развития эмпирич. соц. исследований. С. никогда не была единой наукой, распадаясь на значительное число школ и направлений, претендующих на выражение самой сущности социологич. науки или на представление С. в целом. До конца XIX в. теоретическая С. и эмпирич. соц. исследования практически не были взаимосвязаны. Теоретическая С. пыталась реконструировать основные фазы историч. эволюции и одновременно описать структуру об-ва. В зависимости от того, какой именно стороне обществ. жизни придавалось наибольшее значение, в С. XIX в. выделяют несколько различн. направлений, такие, напр., как географическая, демографическая, расово-антропологическая, органическая и социал-дарвинизм. В конце XIX - нач. XX вв. распространяются различн. разновидности психологич. С. - инстинктивизм, бихевиоризм, интрос-пекционистские объяснения обществ. жизни в терминах желаний, чувств, интересов идей, верований и т. п. Появляются теории выдвигающие на первый план коллективное сознание  (Э. Дюркгейм, Е. Де Роберти, Ф. Гиддингс, Ч.Кули) либо абстрактные формы соц. взаимодействия (Г. Зиммель, С. Бугле, Ф.Тённис, А. Фиркандт). С 20-х гг. XX в. в С. большую роль играют эмпирич. исследования. Совершенствуется техника социологич. исследований расширяются возможности практического применениия С. В начале XX в. появились первые центры соц. исследований - Лондонское социологич. об-во (1903), Нем. социологич. об-во (1905), Амер. социологич. об-во (1905) и др. Эмпирич. исследования начинают испытывать нужду в обобщающей теории, а социологич. теория - в эмпирич. проверке своих положений. В рез-те интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из центральных мест в системе обществ наук, она изучается и преподается в большинстве стран и насчитывает свыше 40 специализированных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эмпирич. информации и ее теоретич. интерпретацией С. выполняет прогностич. и прикладные функции как на уровне макросоц. процессов и систем, так и на микроуровне. Значительные успехи были достигнуты в сфере методов и техники исследования (системный подход,  математич. моделирование соц. процессов, количественные методы  обработки и обобщения данных). Социологию неправомерно рассматривать только как прикладную науку, равно как и ограничивать ее предмет только проблемами общей социологической теорией. Особенности социологич. знания определяются тем, что об-во рассматривается как единый соц. организм, как органич. единство различн. сторон его жизнедеятельности - экономич., соц., политич. и духовной, функционирующих и развивающихся посредством соц. деятельности людей. С. рассматривает соц. деятельность людей, возникающие в процессе этой деятельности их соц. отношения во взаимосвязи и взаимодействии объективного и субъективного факторов, материальной и духовной сторон. Соц. сфера выступает в качестве важнейшего объекта социологич. исследований. Ее исследование включает все проблемы, связанные с деятельностью человека (его положение в об-ве, трудовом коллективе, семье, др. соц. группах), с потребностями и ценностными ориентациями и степенью их реализации, с отношением к самому себе, а также к различн. явлениям и процессам, происходящим в об-ве. Г.В. Осипов.

Просмотров: 863
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КОНТРОЛЬ - ОЦЕНКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ (МФФО)
  • МЕТОДЫ БИЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • МЕТОДЫ СРАВНИТЕЛЬНО-ВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИОЛИНГВИСТИКЕ
  • МОДЕЛЬ ПОДСИСТЕМ (СИСТЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ)
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Методика исследования эгоцентризма в общении и взаимодействии. Т. И. Пашукова
  • Методы билингвистических исследований
  • Методы политико-психологических исследований
  • Методы социально-педагогических исследований
  • Методы социолингвистических исследований
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе
  • НАУЧНАЯ НОВИЗНА (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ) ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПРИКЛАДНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Прикладные исследования
  • Прикладные исследования
  • Рационализация процессов деятельности
  • СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Теоретическая модель предмета исследования (ТМПИ)
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь