|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
СОЦИОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ- область социологии, изучающая процессы пропагандистской деятельности и ее эффективности, во-первых, с позиций представленности в содержании пропаганды интересов тех или иных слоев и классов об-ва и, во-вторых, с позиций восприятия пропагандистского воздействия различн. слоями об-ва. Главное в обоих случаях - определить критерии выделения различн. классов, слоев и групп об-ва, поскольку от этого зависит точность оценки их интересов и потребностей, а также прогноз их вероятного отношения к пропагандистской информации. До недавних пор как в СССР, так и на Западе господствующей была стратификация об-ва по соц.-экономич., классовому положению граждан, а также по таким соц.-демографич. критериям, как пол, возраст, образование, профессия, этнич. принадлежность. Однако представления о классовом расслоении и о самих классах нередко носили при этом устаревший, застывший характер. Не учитывалось, что современная дифференциация внутри отдельных классов и слоев имеет более сложный характер, чем это было, скажем, 100 лет назад, и потому возникла качественно новая соц. структура, требующая иного научн. подхода. Целый ряд факторов современной действительности нарушил привычные представления о классовом сознании классовых отношениях и границах между классами. К таким факторам относятся следующие. 1. Внутриклассовая дифференциация, связанная с научно-технич. революцией, в связи с чем нельзя рассматривать на одном уровне сознание, напр., неквалифицированного, обычно малограмотного рабочего и оператора современных станков-автоматов. 2. "Проницаемость" межклассовых границ, т. е. широкое перемещение (в связи с возможностями получения образования) представителей одного класса в другой. В процессе таких перемещений происходит неизбежное смешение, взаимовлияние, взаимодействие ценностей и установок различн. классов и формирование основ своеобразного смешанного сознания. Поэтому неслучайно на Западе возникло понятие "среднего класса", в к-ром выделяются низший, средний и высший уровни, и каждому из них свойственны определенные соц.-экономич., идеологич., политич. и соц.-психологич. характеристики. 3. Демократизация политич. жизни и гуманизация соц.-экономич. отношений, что оказывает большое влияние на самосознание классов и соц. групп, на их представления о своей роли в жизни современного об-ва. 4. Система современных средств массовой информации, к-рая доступна для всех слоев об-ва и поэтому способна оказывать своего рода нивелирующее влияние на состояние обществ. сознания в целом, а также избирательное воздействие на сознание отдельных соц. слоев и групп. Т. обр., чтобы определить условия и методы целенаправленного пропагандистского воздействия, обеспечивающие его эффективность, современная С.п. должна искать новые критерии стратификации об-ва или его типологии. Основой для их поиска становятся соц.-психологич. признаки, содержание к-рых находит свое выражение в системах ценностей людей, в их интересах и представлениях об образе жизни. Объединение граждан по этим признакам в соц. группы составляет принципиальное отличие от традиционного классового и соц.-демографич. подхода к стратификации об-ва, поскольку позволяет выйти за границы заранее заданных жестких привычных представлений и учесть реально возникшие формы смешанного сознания. В рез-те оказывается возможным выявить и осознать тот факт, что в современном мире система представлений людей о жизни, об-ве, своем месте в нем и соответственно основные типы жизненной мотивации далеко не всегда детерминируются их реальной принадлежностью к тому или иному классу и конкретным соц.-экономич. статусом. Иными словами, по соц.-психологич. признакам рабочий и фермер, бизнесмен и служащий, художник и политич. деятель могут оказаться в одних и тех же и в совершенно разных соц.-психологич. группах. Поэтому их реакция на ту или иную пропаганду будет определяться уже не только, а во многих случаях и не столько их принадлежностью к определенным классам и слоям об-ва, сколько их личностными ориентациями. На Западе с конца 40-х гг. идут поиски новых подходов к стратификации и типологии современного об-ва. Наиболее масштабным и интересным с научн. т. зр. представляется проект ВЭЛС (первые буквы англ. слов values and life styles - "ценности и стили жизни"), реализованный Стэнфордским исследовательским ин-том (США) в период 1960-1980 гг. Были детально изучены взгляды, настроения, политич. и нравственные установки, а также образ жизни 200 тыс. американцев, и на основе полученных данных разработана стратификация или типология современного амер. об-ва. В рез-те были выделены три основных слоя в нем и несколько групп внутри каждого из слоев - всего 9. Знание потребностей, интересов и жизненно важных установок каждой из групп позволяет достаточно осмысленно прогнозировать их реакцию на различн. соц. нововведения, политич. мероприятия и пропагандистские кампании. Следует отличать С.п. от психологии пропаганды. Несмотря на то, что во многих случаях бывает трудно провести разграничение между двумя этими сферами знаний, тем не менее, следует иметь в виду, что психология пропаганды охватывает более широкий круг вопросов, напр., таких, как индивидуальные особенности восприятия пропагандистских материалов, влияния личностных характеристик коммуникатора на восприятие, психологич. особенности каналов передачи информации. Наиболее близкими для социологии и психологии пропаганды являются такие процессы, в к-рых восприятие информационного, пропагандистского материала отдельным человеком зависит от его включенности в ту или иную соц. группу. В этих случаях интересы социологии и психологии пропаганды тесно переплетаются. Лит.: Общественное мнение и пропаганда. М., 1980; Социология журналистики. М., 1981; Социологические исследования эффективности журналистики. М., 1986; Социология и пропаганда. М., 1986; Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М., 1988. С.К. Рощин.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|