Психология пропаганды

(лат. propagare - распространять) - прикладной раздел социальной психологии, имеющий своим предметом закономерности взаимодействия людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влияние объективных и субъективных факторов на течение и результаты этого процесса. В П. п. рассматриваются: 1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость; 2) психол. сторона процессов возникновения и функционирования обществ. настроений и обществ. мнения; 3) способы побуждения людей к действиям в связи с объектами установок и мнений (Ю. А. Шерковин, Б. Д. Парыгин). Цель П. п. - выявление социально-психол. характеристик содержания и формы распространяемых сообщений применительно к состоянию сознания аудиторий и возможностям конкретных каналов СМК для оптимального решения опр. социально-полит. задач. Одной из исследовательских задач П. п. является изучение реальных и потенциальных аудиторий с т. зр. их ценностных ориентаций и потребностей в информации. П. п. также анализирует процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием индивидом. Важным направлением П. п. является выявление критериев эффективности пропаганды. П. п. как самост. раздел социальной психологии возникла в 1-й пол. XX в. в США, где развитие П. п. связано с работами Б. Берельсона, X. Кэнтрила, П. Лазарсфелда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь в деталях создаваемых концепций, эти работы оказались едиными в манипуляторе ком подходе к сознанию аудитории, даже если они исходили из взаимоисключающих филос. посылок. В совр. условиях проведенные ими исследования послужили основой для разработок в области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чтобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной ответственности. В СССР первые исследования проблем П. п. были проведены в 1920-х гг. В. Кузьмичевым, Д. Лебедевым, Н. Рубакиным. Я. Шафиром, изучавшими эффективность воздействия печатного слова в разл. аудиториях, функционирование обществ. мнения, влияние слухов на состояние сознания аудиторий пропаганды в сложившихся социальных условиях при неграмотности значительной части населения страны. С появлением новых технических средств массовой коммуникации (радио, телевидение и др.) предметом исследования П. п. становились психол. характеристики и возможности каждого из них. Совр. П. п. учитывает резкую интенсификацию психол. взаимодействия людей в условиях высокого уровня развития технических средств тиражирования сообщений, вовлеченность в эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая и то, к-рое объективно противоречит их жизненным интересам. Лит.: Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999; Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвеченого, Ю. А. Шерковина. М., 1975. Ю. А. Шерковин

Просмотров: 1092
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Аудиовизуальное средство распространения сообщений
  • Дискурсивный анализ сообщений СМИ
  • Дом-пансионат для пожилых людей и инвалидов
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИНТЕРНАТ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • МАССОВЫЕ ФОРМЫ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  • ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • Программы социальной поддержки пожилых людей
  • ПРОЕКТ ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОПАГАНДЫ (ППП)
  • проект продвижения пропаганды (ппп)
  • Психология пропаганды
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ
  • Психология пропаганды печатной продукции
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • Развитие социального поведения людей
  • СОБОРНОСТЬ СОЗНАНИЯ или СОБОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (СЛУЖБЫ) ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • Специальный жилой дом для пожилых людей
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • СТРАТИФИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗНАНИЯ
  • Технология информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств ИКТ
  • Факторы социальной психологии
  • ЦЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь