|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
СОЦИОЛОГИЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ- направление в зап. теоретич. социологии, противопоставляющее себя широко толкуемому позитивизму и неопозитивизму, акцентирующее в противоположность последнему не статичность и "согласие" соц. структур, а их диалектич. противостояние, конфликт между ними, порождающий непрерывное соц. изменение. Школа франкфуртская (см.) принадлежит к одному из основополагающих ответвлений С.д. Уже в 30-х гг. М. Хоркхаймер в своей концепции "тотального" подхода к об-ву выступает с критикой не только метафизич. односторонности гегелевской философии истории, но и "дурной единичности" позитивистского социологич. эмпиризма. Не найдя решения этой антиномии, Хоркхаймер и его сторонники начинают склоняться к негативно-критич. ориентации (акцент на тотальную "критику буржуазной социологии"). Гипер-критич. направленность доминирует в работе М. Хоркхаймера и Т. Адорно "Диалектика просвещения" (1947). Основоположники Франкфуртской школы выступают не только против бурж. социологии, но и против "просвещения" вообще: "просвещение" в их трактовке является универсализированным веберовским "принципом рациональности", к-рый, в свою очередь, толкуется как выражение отчуждения. Э. Фромм и Г. Маркузе связали это понимание диалектики с фрейдистскими категориями, превратив ее в социологи-зированный вариант диалектики отчужденного сознания и нерационализируемого бессознательного. Во Франции крупнейшим представителем С.д. был Ж. (Г. Д.) Гурвич. "Диалектич. гиперэмпиризм" (или "эмпирико-реалистич. диалектика") Гурвича содержит в себе резкое отрицание философии Гегеля, к-рый выделяет якобы из диалектич. триады (тезис - антитезис - синтез) лишь последний элемент, что равнозначно "смертному приговору диалектике". Подлинная диалектика, утверждает Гурвич, должна быть "непримиримой", полностью отрицающей всякую стабилизацию внутри соц. структур. С этой позиции он подвергает критике все предшествующие концепции диалектики социального, в том числе Марксову диалектику (правда, считая последнюю наиболее приемлемой). "Диалектич. гиперэмпиризм", по Гурвичу, - это не подход к фактам соц. реальности как к выхваченным из целостности и тем самым умерщвленным, деформированным явлениям, пригодным лишь для иллюстрации заранее заданных теорий, а открытие с помощью диалектич. метода бесконечно разнообразного опыта, основополагающие рамки к-рого беспрерывно обновляются. Тенденции к "диалектизации" амер. социологии, в к-рой наиболее сильной была традиция структурного функционализма (см. Анализ функционалъный в социологии), связаны с амер. периодом деятельности франкфуртской школы и ее влиянием на молодых амер. социологов. В отличие от функционалистов, сторонники амер. С.д. не считают структуру социума ("повседневной реальности") неизменной. Допускается возможность "проблемных ситуаций", неразрешимых в рамках старых структур. Соц. изменение рассматривается как фактор, равноценный по своему значению "соц. порядку". В категориальный аппарат социологии вводятся этически окрашенные категории - гуманизма, ответственности свободы выбора и т. д. Лит.: Буржуазная социология на исходе XX века М., 1986; Marcuse H. Reason and revolution. N.Y., 1941; Gur-vich G. Dialectique et sociologie. P., 1962; Horkheimer M Adorno Th.W. Dialektik der Aufklarung. Fr./M., 1969. С.М. Митина.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|