ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ АНАЛИТИЧЕСКАЯ

- направление в зарубежной социологии, связанное с именем польского социолога Ф. Знанецкого (1882-1958). Позднее получило развитие в т. н. школе чикагской (см.). Рассматривая соц. действие человека в качестве основного объекта социологич. исследования, Знанец-кий подчеркивал значение анализа индивидуального сознания, особенно изучения механизмов осмысления и оценки индивидом ситуации, в к-рой он действует. Эта оценка, по его мнению, организует установки личности и тем самым обусловливает ее поведение. Ш. в с.а. трактует установки как ориентации, отношение индивида к соц. ценностям, к-рые, в свою очередь, определяются как объекты, имеющие значение для членов какой-либо соц. группы. Среди таких объектов представители Ш. в с.а. выделяют в качестве имеющих первостепенное значение для функционирования об-ва те относительно ясные и формальные правила, нормы поведения, при помощи к-рых группа регулирует действия своих членов. Метод социология, исследования, отстаиваемый Ш. в с.а., - аналитич. индукция, к-рый тесно связан с акцентом на изучение индивидуального, неповторимого внутреннего мира, установок, ценностных ориентации индивида, выраженных, напр., в личных, биографич. документах. В отличие от методов школы в социологии естественнонаучной (см.), к-рые опираются на индукцию через перечисление, на стати-стич. данные и их обобщение, пренебрегая изучением индивидуальных, конкретных единиц анализа, аналитич. индукция стремится выявить характерные черты рассматриваемого явления или процесса с помощью качественного исследования конкретных случаев и выделения определенных типов (метод типичных случаев). Она нашла свое развитие в биографич. методе и методе изучения отдельного случая. Теоретико-методологич. слабость Ш. в с.а. связана прежде всего с преувеличением роли представлений и установок индивидов как факторов, определяющих характер и содержание соц. процессов; с принципиальной недооценкой объективных соц. факторов и отношений. Отсюда и те трудности, с к-рыми сталкиваются последователи Ш. в с.а. при попытках органически сочетать анализ соц. поведения индивидов с обобщениями, относящимися к социетальным процессам. Н.Ф. Наумова.

Просмотров: 932
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • БЕКМАНА-РИХТЕРА МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД в социологии
  • Второе значение образования как результата
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Значение биологических и социальных факторов в формировании и развитии психических расстройств
  • Индивидуальных случаев анализ
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Метод в социологии
  • метод запоминаемых членов
  • метод исследования абсолютного порога зрительного ощущения с помощью кольца ландольта
  • метод исследования в группе с помощью аутокинетического эффекта
  • метод исследования личности на основе составления таблиц распределения
  • метод исследования процесса пресыщения
  • Метод социологии
  • Механицизм как особый способ исследования
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Ортодоксальный марксизм (развитие) в социологии
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Развитие марксистской социологии
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Спенсер как создатель социологии
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь