ШКОЛА ЧИКАГСКАЯ

- сложившееся в амер. социологии в 20-е гг. XX в. направление, связанное с именами Р. Парка, Э. Берджесса, Р. Маккензи, Г. Зорбо, Л. Вирта и др. исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии Чикагского ун-та. Чикагские социологи внесли существенный вклад в развитие эмпирия, социологич. исследований и в становление социологии города. Парк и Берджесс - авторы первого учебника по социологии. Система взглядов основоположника ш. Р. Парка сложилась, с одной стороны, под воздействием социологич. идей Г. Зиммеля, с др. - под влиянием распространенных в то время в США идей социалдарвинизма. Парк выделял два уровня взаимодействия между индивидами - биотический и культурный. Продуктом биотич. взаимодействия, аналогичного взаимодействию в природных популяциях, Парк считал общину, утверждал, что в человеческом сооб-ве борьба за существование, естественный отбор,  адаптация "к среде выступают в превращенной форме экономии, конкуренции, предполагающей разделение труда  и кооперацию, рез-том чего оказывается специфич. пространственное распределение населения и ресурсов. Продуктом культурного взаимодействия, к-рое понималось как межличностное взаимодействие, коммуникация, Парк считал об-во, т. е. совокупность организованных обычаев, чувств и соц. установок. Биотич. уровень взаимодействия, к-рый должна изучать "человеческая экология", лежит, по Парку, в основании культурного уровня взаимодействия, выступающего объектом изучения социологии. В центре внимания Ш.ч. были проблемы отклоняющегося поведения, соц. контроля, поддержания консенсуса. Стремясь превратить социологию из философии истории в экспериментальную науку об об-ве, социологи проводили многочисленные эмпирич. исследования в г. Чикаго, к-рый именовали "соц. лабораторией". Эти исследования касались жизни общин сельских и иностранных мигрантов, проблем их адаптации к городской среде, различн. форм отклоняющегося поведения, дезорганизации семьи, юношеской преступности, бродяжничества и др. Город в концепции чикагских социологов трактовался как стихийно развивающийся организм, приобретающий под воздействием биотич. процессов, к-рым подвергалось городское население, специфич. соц.-экономич. организацию. Берджесс, широко применявший в своих исследованиях метод картографирования, представил соц.-пространственную организацию города в виде четырех концентрич. зон (переходной, промышленной, жилой и пригородной), расположенных, подобно кольцам, вокруг городского ядра - Центрального делового района. Зоны различались по типу застройки, экономич. функциям, по соц. и профессиональному составу населения. В кон-Че 30-х гг. Л. Вирт предложил новый ракурс социологич. исследования города, выдвинул на первый план понятие городского образа жизни. Идеи Щ-ч. получили развитие в 50-60-х гг. в работах А.Хоули и представителей "неоэкологического" поколения - О. Дункана, Л. Шноре и др.

Просмотров: 1010
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Вклад К. Маркса в становление социологии
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
  • Натуралистическое направление социологии
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Ортодоксальный марксизм (развитие) в социологии
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Психологическое направление в социологии
  • Развитие марксистской социологии
  • Субъект – субъектный метод взаимодействия педагога и учащегося в процессе воспитания здорового образа жизни
  • Субъективная школа социологии
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Техника в структурной семейной психотерапии, заключающаяся в выборе одной из сфер семейного взаимодействия с целью исследование ее структурных элементов. Функциональный анализ (FUNCTIONAL ANALYSIS)
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Чикагская школа в социологии
  • ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ АНАЛИТИЧЕСКАЯ
  • ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
  • Школа понимающей социологии
  • ЭТНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР
  • метод анализа взаимодействия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь