|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ШКАЛА МНОГОМЕРНАЯ- шкала, применяемая в том случае, когда эмпирич. система с отношениями отображается в многомерную числовую систему. Большинство традиционных методов шкалирования использует предположение о наличии нек-рой одномерной характеристики, вдоль к-рой располагаются объекты измерения. Однако во многих случаях такой подход оказывается недостаточным - сложность социологич. объектов часто не позволяет пользоваться предположением о наличии одномерной характеристики, однозначно воспринимаемой всеми респондентами и используемой ими при измерении. Если соответствующие шкальные критерии (процедуры оценки неодномерности) показали многомерность соответствующей характеристики, то это приводит исследователя к следующим альтернативным решениям: а) ограничиться выводом, что с помощью одномерной модели измерение невозможно; б) разделить исходную совокупность стимулов (суждений, вопросов анкеты и т. д.) на группы, каждая из к-рых обусловлена одномерным параметром данной многомерной характеристики, и дальнейшее измерение вести вдоль каждого такого параметра отдельно; в) исключить респондентов или стимулы, без к-рых шкала может считаться одномерной (обычно так и поступают при формировании одномерных шкал), либо ввести предположение о Ш.м. Иначе говоря, необходимо предположить, что отношения в рассматриваемой эмпирич. системе носят такой характер, что при попытке отображения этой системы в числовую оказывается невозможным сохранить эти эмпирич. отношения, принимая во внимание только одномерные числовые системы (см. Шкала). Сохранение отношений удается осуществить только в том случае, если числовая система будет многомерной. В этом случае применяется Ш.м. С ее помощью каждому объект} измерения ставится в соответствие последовательность чисел. Если объектами измерения являются стимулы (любые объекты, внешние по отношению к респонденту), удачной альтернативой одномерному континууму характеристики служит пространство восприятия. Пространством восприятия респондента (группы респондентов) наз. гипотетич. пространство, осями к-рого служат скрытые одномерные характеристики (свойства; измеряемых объектов, воспринимаемые респондентом (респондентами) и используемые им при вынесении оценочных суждений об объектах. Измеряемые объекты при этом представляются точками в этом пространстве, а проекции соответствующих точек на оси являются шкальными значениями объектов по воспринимаемым характеристикам. Набор шкальных значений объектов измерений по группе одномерных параметров, предположительно входящих в изучаемую многомерную характеристику, еще не есть Ш.м. Здесь каждая одномерная числовая система является отображением отдельной эмпирич. системы с отношениями. Для превращения группы одномерных шкал в Ш.м. нужно еще решить задачу синтеза. Лит.: Сатаров Г.А., Каменский B.C. Общий подход к анализу экспертных оценок методами многомерного шкалирования//Статистические методы анализа экспертных оценок. М., 1977; Клигер С.А., Косолапое М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978; Косолапов М.С. Формирование признакового пространства с помощью многомерного шкалирования//Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982; Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М., 1983. М.С. Косолапов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|