|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ- одно из двух основополагающих общетеоретич. И методологич. воззрений, противоборствующих в соц. философии и социологии, согласно к-рому об-во в целом, равно как и отдельные соц. ин-ты (гос-во, семья и т. д.), выступает как самостоятельная реальность, несводимая к взаимодействий отдельных индивидов; противостоит номинальному социологическому (см.), отказывающем/й самостоятельной реальности как об-ву, так и соц. ин-там, считая, что таковой обладают лишь отдельные индивиды. Понятие Р.с. образовано по аналогии с понятием реализма в средневековой философии где оно было связано с утверждением о реальном существовании абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) независимо от единичных вещей, к-рым таким образом отказывалось в истинной реальности. Точно таким же образом для Р.с. индивиды не являются носителями соц. реальности в подлинном смысле - таким носителем сторонники Р.с. считают об-во в целом (и соответственно гос-во, народ, семья и т. п. надындивидуальные соц. целостности), в нем усматривая субстанциальный источник социальности. К числу представителей Р.с, к-рый имел место на почве как позитивистской социологии (см. Позитивизм в социологии), так и антипозитивистской (см. Антипозитивизм в социологии), можно отнести, с одной стороны, Г. Спенсера, биоорганич. школу, нек-рых социал-дарвинистов (напр., Л. Гумпловича), Э. Дюркгейма и его последователей, а с др. - Ф. Тенниса, О. Шпанна, X. Фрайера и др. Как и среди средневековых философов-"реалистов", среди сторонников Р.с. можно выделить крайнюю и умеренную тенденции. Для представителей крайнего Р.с, к-рых больше всего было среди гегельянски (и неогегельянски) ориентированных социологов, характерен радикальный отрыв соц. реальности от индивидов. Для представителей умеренного Р.с, к к-рым отчасти можно отнести даже О. Конта (хотя он и стремился отвести упрек в Р.с), специфично стремление рассматривать об-во как "высшую действительность" (и даже как высшее существо" - в представлении Конта и Дюркгейма), более конкретно учитывать связь, сопрягающую об-во и индивидов. Впрочем, в рус. англ. социологич. позитивизма удалось дост несколько большего, чем в рамках французского, к-рому не всегда удавалось избежать крайностей Р.с. Однако последовательно удерживаться на позициях Р.с. никому не удавалось точно так же, как и на позициях средневекового филос. "реализма". Подобно социологич. номинализму, к-рый неизбежно должен был в ряде существенных случаев пользоваться допущениях бывают сторонники этого последнего постоянно оказываются необходимостью использовать аргументы номиналистич. характера. Ю.Н. Давыдов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|