РЕАЛИЗМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

- одно из двух основополагающих общетеоретич. И методологич. воззрений, противоборствующих в соц. философии и социологии, согласно к-рому об-во в целом, равно как и отдельные соц. ин-ты (гос-во, семья и т. д.), выступает как самостоятельная реальность, несводимая к взаимодействий отдельных индивидов; противостоит номинальному социологическому (см.), отказывающем/й самостоятельной реальности как об-ву, так и соц. ин-там, считая, что таковой обладают лишь отдельные индивиды. Понятие Р.с. образовано по аналогии с понятием реализма в средневековой философии где оно было связано с утверждением о реальном существовании абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) независимо от единичных вещей, к-рым таким образом отказывалось в истинной реальности. Точно таким же образом для Р.с. индивиды не являются носителями соц. реальности в подлинном смысле - таким носителем сторонники Р.с. считают об-во в целом (и соответственно гос-во, народ, семья и т. п. надындивидуальные соц. целостности), в нем усматривая субстанциальный источник социальности. К числу представителей Р.с, к-рый имел место на почве как позитивистской социологии (см. Позитивизм в социологии), так и антипозитивистской (см. Антипозитивизм в социологии), можно отнести, с одной стороны, Г. Спенсера, биоорганич. школу, нек-рых социал-дарвинистов (напр., Л. Гумпловича), Э. Дюркгейма и его последователей, а с др. - Ф. Тенниса, О. Шпанна, X. Фрайера и др. Как и среди средневековых философов-"реалистов", среди сторонников Р.с. можно выделить крайнюю и умеренную тенденции. Для представителей крайнего Р.с, к-рых больше всего было среди гегельянски (и неогегельянски) ориентированных социологов, характерен радикальный отрыв соц. реальности от индивидов. Для представителей умеренного Р.с, к к-рым отчасти можно отнести даже О. Конта (хотя он и стремился отвести упрек в Р.с), специфично стремление рассматривать об-во как "высшую действительность" (и даже как высшее существо" - в представлении Конта и Дюркгейма), более конкретно учитывать связь, сопрягающую об-во и индивидов. Впрочем, в рус. англ. социологич. позитивизма удалось дост несколько большего, чем в рамках французского, к-рому не всегда удавалось избежать крайностей Р.с. Однако последовательно удерживаться на позициях Р.с. никому не удавалось точно так же, как и на позициях средневекового филос. "реализма". Подобно социологич. номинализму, к-рый неизбежно должен был в ряде существенных случаев пользоваться допущениях бывают сторонники этого последнего постоянно оказываются необходимостью использовать аргументы номиналистич. характера. Ю.Н. Давыдов.

Просмотров: 1020
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • “Как будто”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВОЗРАСТ КАК ПЕРЕМЕННАЯ
  • Душа как Солнце
  • Знание “как”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • КАК
  • КАК БУДТО
  • КАК БУДТО
  • КАК(О)
  • Как, Какус
  • Как?
  • КАКУС, Как
  • Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • Рамка как будто
  • РЕЛИГИЯ КАК ПАТОЛОГИЯ
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • Социализация как результат
  • Спенсер как создатель социологии
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь