|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНЫЕ- количеств, и качеств, характеристики состояния, тенденций и направлений соц. развития, применяемые в управлении и планировании для оценки соответствия реально сложившегося положения дел в об-ве научно обоснованным требованиям. В наиболее полном виде показатели всех сфер обществ. жизни, в основном научно-технич. и экономич. развития, определяются и рассчитываются на основе данных гос. статистики, а по ряду вспомогательных показателей - на основе инструктивных положений министерств и ведомств, руководящих органов обществ. организаций. Для более глубокого представления о соц. процессах, происходящих в об-ве, проводятся специальные исследования, призванные дать оценку их состояния на уровне об-ва, региона, трудовых коллективов или отраслей нар. хоз-ва. При оценке уровня развития того или иного процесса, явления используются показатели: а) реальный, характеризующий данный процесс или явление; б) нормативный, на основе сравнения с к-рым определяется соответствие научно обоснованным требованиям. При обосновании и отборе П.с. используются различн. виды информации. Главным и определяющим является статистич. информация, соответствующим образом переработанная для того, чтобы ее можно было применять при сравнении развития аналогичных объектов. Очень важно использование показателей за пяти-, десятилетний и больший срок, к-рые могут по сравнимым характеристикам показать степень достижения поставленных целей, возможность их уточнения, исходя из конкретной ситуации. При характеристике трудовой деятельности обычно учитывается: общее состояние (обеспеченность, избыточность, недостаточность) трудовых ресурсов; полнота их использования; соответствие спроса и предложения трудовых ресурсов, главным образом по полу, квалификации, образованию; движение кадров; условия труда, уровень механизации и автоматизации основных и вспомогательных производств и технологич. процессов; существующие системы оплаты труда; профессионально-технич. образование и повышение квалификации. Эти и др. объективные характеристики дополняются субъективными, полученными в ходе социологич. исследований. На их базе выявляется отношение к работе (удовлетворенность трудом) , наличие установки на профессиональный рост по избранной специальности или стремление к переходу на более творч. работу. На основе этих показателей может быть создана определенная типология работников по степени развития творч. отношения к труду, определены доминантные и корреляционные зависимости между перечисленными выше показателями. Отбор и применение П.с. связаны, во-первых, с необходимостью оценки конечных рез-тов во-вторых, с реализацией представлений людей о соц. справедливости, в-третьих, с совершенствованием соц. помощи и укреплением соц. защищенности людей и, наконец, с более полным учетом разнообразных потребностей различн. слоев и соц. групп. Лит.: Исследование построения показателей социального развития и планирования. М., 1979; Показатели социального развития и планирования. М., 1980; Нерсесова Е.Х. Гносеологический аспект проблемы социальных показателей. М., 1981; Показатели социального развития отрасли. М" 1985; Слепенков И.М., Аверин Ю.Л. Основы теории социального управления. М., 1990; Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993. Ж.Т. Тощенко.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|