|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ОТЦОВСТВО- совокупность биологич., правовых и воспитательных функций, выполняемых мужчиной по отношению к своим детям. Биологич. механизмы продолжения рода у людей подчинены законам полового диморфизма, т. е. предполагают обязательное участие особей двух полов (мужского и женского) для воспроизводства человеч. жизни. Представитель мужского пола, участвующий в зачатии ребенка, является биологич. отцом этого ребенка. Юридически отцом ребенка является мужчина, официально зарегистрированный в качестве родителя в установленном порядке. Отец имеет в отношении своих детей определенный набор прав и обязанностей, к-рые делятся на личные и имущественные. К личным правам и обязанностям отца (наравне с матерью) относится право присваивать ребенку фамилию и имя. право и обязанность на воспитание и обучение своих детей, право на представительство и защиту интересов своих детей. К имущественным обязанностям отца относится необходимость материального обеспечения своего ребенка до достижения им совершеннолетия. В случае раздельного проживания (развод родителей) это юридич. отношение выступает как алиментная обязанность, т. е. обязанность обеспечивать содержание своим несовершеннолетним и нетрудоспособным детям, нуждающимся в помощи. Биологич. О. в целом ряде случаев не совпадает с О. юридич. Воспитательная деятельность мужчины-отца предполагает широкий спектр социализирующего воздействия на детей. В общении с отцами дети знакомятся с образцами мужского ролевого поведения как в семье, так и в об-ве. Общение с отцом оказывает решающее влияние на формирование одного из важнейших элементов самосознания личности - полового самосознания, т. е. осознания своей половой принадлежности. Это в равной степени касается как сыновей, так и дочерей. Образцы фактич. деятельности отца в семье - основа для формирования представлений об идеальном мужском поведении и во многом определяет последующую деятельность детей. В целом воспитательное значение О. состоит в том, что оно является, во-первых, необходимой предпосылкой формирования в сознании ребенка гармоничности мира (отсутствие одного из родителей воспринимается как дисгармония мира в целом и способствует развитию различных нарушений в психологии и сознании детей), во-торых, О. способствует формированию полового самосознания детей и, в-третьих, под воздействием О. у детей складывается представление о соц. образцах фактич. мужского поведения. Юридическое О. не эквивалентно О. как воспитательной деятельности. Функции мужчины-воспитателя в семье может выполнять не только родной отец ребенка, но также отчим, дедушка или какой-либо другой взрослый родственник-мужчина. Вместе с тем родные или юридич. отцы далеко не всегда оказываются воспитателями. Это имеет место в семьях, где они по тем или иным причинам (напр., длительное отсутствие в семье мужчин, имеющих определенные профессии - военных, моряков, геологов и т. д.) отстраняются от воспитательной деятельности. Мужское поведение, только тогда оказывает воспитательное воздействие, когда оно протекает на глазах у детей и при непосредственном участии мужчины. В семьях, где отцы не ведут воспитательной деятельности, формируется скрытая безотцовщина (женское однополовое воспитание). В условиях скрытой безотцовщины отец не передает детям соц. опыт мужского поведения. Лит.: Отец в семье. М., 1970; Андреева И.С. Социально-философские проблемы пола, брака и семьи//Вопр. филос. 1980, № 1; Юферова Т.И. Формирование представления подростков о мужественности - женственности как одно из условий подготовки молодежи к семейной жизни. 1980. Ю.Л. Конусов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|