ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ

- один из типов организованности соц. систем, возникающий и существующий наряду с организацией формальной (см.) этих же систем. О.н. представляет собой спонтанно сложившуюся систему соц. связей, норм, действий, являющихся проектом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения. Причины возникновения О.н. кроются, во-первых, в неизбежной ограниченности, недостаточности формальной организации, к-рая в принципе не может охватывать и регулировать все процессы функ-ионирования организации социальной (см.), и во-вторых, в специфике деятельности индивидов в организации, выражающейся в нетождественности индивида и его организационной функции (личностной автономии), а значит, возможности его организационной самодеятельности, привнесении им в организацию элементов более широкой соц. среды (интересов, влияний, планов и т. д.), стремлении к "дополнительному" (помимо функционального) взаимодействию с др. людьми и удовлетворению своих разнообразных соц. потребностей. О.н. проявляется в двух разновидностях: как организация внеформальная  (см.), к-рая включает неформализованные служебные отношения, решение организационных задач способами, отличными от формально предписанных; и как организация социально-психологическая  (см.), выступающая в виде межличных связей, возникающих на основе взаимного интереса друг к другу личностей как таковых и не опосредованных функциональными нуждами. Т. е. это непосредственная спонтанная общность людей, основанная на их личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, любительские группы, отношения престижа, лидерства, симпатий и т. д.). По отношению к организации социальной (см.) О.н. выполняет главным образом компенсаторную функцию (преодолевает недостатки организации формальной (см.), прокладывает путь к ее совершенствованию и др.), по отношению к индивиду она выступает как механизм защиты его от ограничивающего воздействия формальной организации, как сфера удовлетворения его различных соц. потребностей (самореализации, уверенности, признания) и т. д. Вместе с тем О.н. может играть в организации и дисфункциональную роль: противодействие общим целям, "рассеивание" авторитета и проч. Исследования О.н. начались с известного эксперимента хоторнского (см.) под Руководством Э. Мэйо. В дальнейшем эта проблема приобрела ведущее значение в рамках теории человеческих отношений, элементы к-рой использовались в различн. концепциях многих направлений западной социологии. В отечественной социологии организаций (см.) О.н. рассматривается как форма соц. самоорганизации, т трудовым коллективам и являющаяся одним из источников развития организаций. Лит.: Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973;Шкаратан О.И. Промышленное предприятие. М., 1978; Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980; его же. Организация: системы и люди. М., 1983; его же. Современная социология организаций.  М., 1995. A.M. Пригожин.

Просмотров: 718
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Аут-управленческие члены группы (организации)
  • ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Деловые отношения в организации
  • Ин-управленческие члены группы (организации)
  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельности
  • Недостатки в организации процесса труда
  • Неправительственные организации
  • Неформальные организации
  • Неформальные организации
  • ОБЩЕНИЕ. Пример чистой, или формальной, социологии
  • ОПЕРАТИВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕТОДИКА И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Организации культура
  • СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
  • СОЮЗ ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (СПО-ФДО)
  • Социальные организации
  • Социальные организации
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Теория организации
  • Уровень организации
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
  • Факторы гуманизации социальных отношений в организации
  • Форма организации обучения
  • Формальные организации
  • Формальные организации
  • Формы организации образовательной деятельности детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь