Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 МОТИВ



МОТИВ

(от лат. movere - побуждать, приводить в движение) - одно из фундаментальных понятий, используемых в психологии для описания и анализа сферы побуждения субъекта к деятельности. М. - предметное содержание потребности, для удовлетворения к-рой субъект осуществляет активную, направленную деятельность. Побуждение субъекта к деятельности связано с его потребностно-мотивационной сферой. Потребности - это объективные характеристики человека как субъекта потребления благ, необходимых для его сохранения, функционирования, развития. Потребности имеют постоянный и актуальный объем (зависящий, в частности от наличия или дефицита благ), а также психич. отражение в эмоциях. Понятие потребности указывает на тот факт, что по своему строению субъект в принципе нуждается в чем-то внешнем: биологич. строение наделяет его потребностями в органич. пищевых веществах, двигательной активности, сенсорной стимуляции; соц. жизнь предполагает потребность в поддержке др. людьми, полноценном общении с ними; личностное развитие связано с потребностью в самоопределении и т. п. Возможный круг предметов, явлений, состояний субъекта (предметных содержаний, служащих удовлетворению потребностей). достаточно широк и не определен изначально. Когда в актах "опредмечивания" потребность получает свое конкретное содержание, активный поиск уже определенных благ становится направленным. Для обозначения таких предметов потребности, на к-рые направлена деятельность, привлекается понятие М. М. служит критерием для выделения особенных деятельностей - учебной, трудовой и др. Конкретные деятельности могут соответствовать не одному мотиву (напр., освоению новых знаний и умений), но сразу нескольким, т. е. быть полимотивированными. М. благодаря связи с потребностью выполняет функцию побуждения субъекта к активности. Деятельность обладает определенным строением, в ней можно выделить простые и сложные действия, подчиненные сознательным целям, а также операции - способы действий, связанные с условиями целей. По отношению к этим составляющим деятельности М. выполняет функцию смыслообразования: он придает смысл отдельным действиям, целям, условиям их достижения. Виды М. различают по следующим критериям: а) значимость для жизни и развития субъекта; выделяют, с одной стороны, биологически важные, фундаментальные М., соответствующие разовым потребностям, и производные от них, а с др. - самостоятельные мотивы личностного развития (самоактуализация); б) соц. адекватность: М., а также ценности, установки (в отличие от лежащих за ними потребностей) подлежат соц. оценке и могут быть нормативными, желательными, запретными и т. д.; в) место в иерархии потребностно-мотивационной сферы; Е ведущих (смыслообразующих) видов деятельности, в ходе осуществления к-рых происходит психич. развитие человека, отличаются от подчиненных им (мотивов-стимулов) побуждающих воздействий в конкретных ситуациях; г) источник побуждения к решению определенной задачи; если внешнее требование может оставаться для субъекта только понимаемым, то его внутренний М. является реально действующим; д) отношение к сознанию; М. выполняет свои функции даже тогда, когда остается неосознаваемым; осознание М. может быть адекватным (М.-цель) и неадекватным (мотивировка); М. могут проявляться в сознании в форме эмоциональных переживаний (в т. ч. имеющих личностный смысл), а также желаний, стремлений, склонностей и т. п. Лит.: Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т. 1, 2. М., 1986. В.В. Петухов, В.В. Столин.

Просмотров: 947
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • АБСОЛЮТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПОТРЕБНОСТЬ АБСОЛЮТНОГО
  • АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Алкоголь и деятельность человека
  • ВОСКРЕШЕНИЕ СУБЪЕКТА
  • Виды учебной деятельности
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Деградация субъекта
  • Имидж субъекта общения
  • Инфраструктура сферы деятельности библиотерапии
  • Коммуникативной потребности развитие
  • ОПЕРАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАГИРУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
  • ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  • Обязанности субъекта труда
  • ПОТРЕБНОСТИ-ВЛЕЧЕНИЯ-ПОБУЖДЕНИЯ, МОДЕЛЬ
  • ПСИХОГЕННЫЕ МОТИВЫ (или ПОТРЕБНОСТИ)
  • Патерналистская концепция мотивации трудовой деятельности
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Развитие мотивационной сферы, мотив, мотивация
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СМЕРТЬ СУБЪЕКТА
  • СУБЪЕКТА ДЕКОНСТРУКЦИЯ
  • СУБЪЕКТА-ОБЪЕКТА, ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
  • Содержание деятельности
  • Состояния сомневающегося и несомневающегося субъекта
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
  • Экспериментальный план изучения одного субъекта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь