МАКРОСОЦИОЛОГИЯ и МИКРОСОЦИОЛОГИЯ

- области социологич. знания, ориентированные соответственно на изучение крупномасштабных соц. явлений (наций, гос-в, соц. ин-тов и организаций, классов, соц. групп и др.) и сферы непосредственного соц. взаимодействия (межличностных отношений и процессов соц. коммуникации в группах, сферы повседневной реальности, отдельных узких проблем и т. д.). В современной зап. социологии к макросоциологии принято относить преимущественно такие теоретич. концепции, как структурный функционализм,  неоэволюционизм (см.), неомарксизм (см.), структурализм в социологии  (см.). Микросоциология представлена концепциями, в большей мере связанными с проведением эмпи-рич. исследований (см. Социология эмпирическая), имеющих различн. идейные и методологич. основания. К ним относятся как позитивистски ориентированные концепции (теории социального обмена  (см.), анализ социальных сетей  (см.) и др.), так и антипозитивистские по своему духу исследовательские ориентации (интеракционизм символический  (см.), этнометодология (см.), социология феноменологическая  (см.) и др.). С момента становления зап. социологии на протяжении XIX в. и вплоть до 20-х гг. XX в ней господствовала макросоциологич. ориентация. Формирование микросоциологии как самостоятельной области начинается примерно с 30-х гг. Этот процесс в значительной степени был стимулирован широким развертыванием эмпирич. исследований. Резкое размежевание на микро- и макросоциологию произошло в конце 60-х гг. Оно было вызвано в первую очередь неспособностью господствовавшего прежде структурного функционализма интегрировать теории различн. уровня общности. Реакцией на кризис структурного функционализма явилось возникновение альтернативных концепций (см. Социология альтернативная), многие из к-рых стремились переместить фокус исследования на непосредственно наблюдаемые явления обществ. жизни. Основные разногласия между сторонниками микро- и макросоциологии касаются следующих проблем. Первая связана с пониманием предмета исследования и уровня обобщения. Представители макросоциологии рассматривают з качестве предмета социологич. познания об-во и его структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие соц. явлений, их несводимость к соц.-психологич. уровню. Различи. микроявления и процессы (поведение личности.  межличностные отношения  и т. п.) рассматриваются как проявление закономерностей макроуровня; всякая попытка сведения соц. к психо-логич. уровню расценивается как отступление от ведущей социологич. традиции, как свидетельство психологич. редукционизма и субъективизма. В свою очередь, их оппоненты настаивают на приоритетном изучении области непосредственно наблюдаемого соц. взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации сферы повседневной реальности и т. п. Этот уровень признается сторонниками микросоциологии единственным реально существующим и фундаментальным, а макросоциальные явления рассматриваются как неправомерные абстракции, peaльность к-рых нельзя эмпирически доказать.

Вторая область конфликта между представителями микро- и макросоциологии относится к характеру используемых понятий и принципов формирования социологич. знания. Сторонники первой ориентации стремятся испол эмпирически обоснованные понятия и принципы особенно категорично на этом настаивают представители позитивистской ветви. С этой т.зр. понятия и положения широкомасштабных теорий расцениваются как пустые абстракции, авторы обвиняются в неправомерной реификации (опредмечивании, овеществлении) соц. структур, а единственной реальностью признаются или непосредственно наблюдаемое поведение индивидов (теория соц. обмена, анализ соц. сетей), или сфера сознания индивидов (этноме-тодология и феноменология). Защитники микросоциологии делают упор на использовании различн. рода экспериментальных процедур и ограничиваются изучением явлений небольшого масштаба. С середины 70-х гг. предпринимаются попытки интеграции этих двух направлений. Лит.: Андреева Г.М. О соотношении микро- и макросоциологии//Вопр. философии. 1970, № 7; Kemeny J. Perspectives on the micro- macro distinction//Sociol. Rev. 1976. Vol. 24 № 4. M.C. Комаров

Просмотров: 5352
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
  • АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
  • ЗАКОН СООТВЕТСТВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ХАРАКТЕРУ И УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии
  • МИКР (MICR-), МИКРО
  • МИКРО
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • ОБЪЯСНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • ПРЕЗУМПЦИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Рационализм схоластической философии. Концепции знания в средневековом платонизме и аристотелизме
  • Регламентируемые сферы общения (Актуализированные сферы
  • СОЦИОЛОГИЯ МАССОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: ОЧЕРКИ ТЕОРИИ
  • СТОХАСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ социальных сетей
  • Социология социальной сферы
  • Сферы общения (Коммуникативные сферы, Социально-коммуникативные сферы)
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • Теории среднего уровня (отраслевые социологии)
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Экстенсивное определение предмета социологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь