Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 КРИТЕРИЙ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ



КРИТЕРИЙ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ

- критерий, на основании к-рого респонденты осуществляют выборы членов своей группы при изучении группы с помощью социометрич. методов. Чаще всего исследователь задает этот критерий респондентам в виде социометрич. вопроса, в к-ром предлагается выбрать для той или иной совместной деятельности одного или нескольких членов группы. В различн. модификациях социометрич. методов ситуации, в к-рых исследователь получает информацию о выборах членов группы, значительно разнообразней (это может быть не только опрос, но и наблюдение, и анализ документов) . Более широко может трактоваться также сам выбор. Иногда под ним понимают не только явно выраженное респондентом предпочтение, но и любую информацию, позволяющую исследователю установить структуру отношений между членами группы. Т.обр., в широком смысле К.с. - это критерий, по к-рому устанавливается структура отношений между соц. объектами. Классификации К.с. (социометрич. р проводятся по различн. основаниям, как специфичным именно для социометрии, для социологич. вопросов вообще. Общим является, напр., деление вопросов по типу используемой для измерения отношений (дихотомическая, порядковая, метрическая шкала), а также способ определения предпочтения опрашиваемого (балльная оценка, ранжирование или метод парных сравнений) . Вопросы "С кем из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?" являются примером использования балльных оценок (выборам, сделанным в ответ на вопрос "в первую очередь", приписывают обычно балл 3, "во вторую очередь" - балл 2, "в третью очередь" - балл 1). В том случае, когда выборам приписывают нек-рый балл или вес, К.с. называется взвешенным. Если в ответ на вопрос респонденту пред. лагается выбрать членов группы, не упорядочивая их, критерий называется невзвешенным. К.с. называется положительным, если респонденту предлагается указать, кого бы он выбрал, и - отрицательным, если требуется указать, кого бы он не выбрал по данному критерию. Если число выборов, разрешенных респонденту, ограничено (напр., "укажите не более трех человек"), К.с. наз. параметрическим. Если же респондент может выбрать любое число членов группы, то К.с. наз. непараметрическим. Вопрос о том, какой из типов дает более надежную информацию, является дискуссионным. Существенным является деление К.с. на обычные социометрич. и аутосоциометрич. критерии. Аутосоциометрич. критерии направлены на изучение осознания структуры межличностных отношений в группе членами группы (поэтому их иногда называют тестами соц. перцепции). В аутосоциометрич. вопросе респонденту предлагается оценить, кто из членов группы отдаст ему свой выбор, или предсказать, как будут выбирать друг друга остальные члены группы, напр., "Кто из членов Вашей бригады, как Вам кажется, взял бы Вас с собой при переходе на такую же работу в другую бригаду?". Распространенным является деление К.с. на сильные (или значимые). выявляющие наиболее глубокие, стабильные отношения, и слабые (незначимые). Напр., вопрос о том, с кем респондент предпочитает жить в одной квартире, является, по-видимому, сильным, а о том, с кем бы он пошел бы в кино слабым. Это деление относительно, т. к. основано фактически на определении интенсивности отношения, измеряемого данным критерием, и зависит от способа измерения (см. Вес социомрич. выбора). Близкой, но не совпадающей с данной к. сификацией является деление К.с. на о (предлагающие выбор для длительной широкой и менее конкретной деятельной специфические (для более короткой и конкретной деятельности). Напр., вопрос "С кем из членов Вашей группы Вас связывают дружеские отношения?" является общим, а вопрос "Кто из членов Вашей группы был у Вас в гостях в прошлом месяце?" - специфическим К.с. Использование специфич. К.с. позволяет получить более надежную первичную информацию, т. к. конфетные вопросы обеспечивают однозначное понимание их респондентами. Однако в этом случае возникает опасность неадекватного перехода от измеряемого отношения к К.с., к-рые являются его эмпирич. референтами. Кроме того, возникает сложная задача синтеза полученной информации. Общие К.с. лишены этого недостатка, но их использование допускает различн. трактовки разными респондентами, что может привести к необоснованности рез-тов измерения. Из др. типов К.с. выделяют: вопросы, связанные с оценками времени ("Сколько времени Вы хотели бы провести с каждым членом группы в данном виде деятельности?"); вопросы типа "Угадай, кто" (даются различн. описания поведения, к-рые можно разместить на шкале "положительно - отрицательно", и предлагается ответить, кто из членов группы более всего напоминает своим поведением приведенные описания); различн. типы, полученные путем классификации вопросов по их содержанию (официальные и неофициальные, производственные и досуговые и т. п.); типы К.с. по способу получения информации о выборах (опрос, наблюдение, анализ документов и т. п.). (См. Социометрия, Методы социометрические, Опрос социометрический). Лит.: см. к ст. Методы социометрические. Е.М. Паниотто

Просмотров: 1069
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • Аут-управленческие члены группы (организации)
  • БАЛИНТА ГРУППЫ
  • Группы влияния
  • Группы крови
  • Группы поддержки
  • Группы самопомощи
  • Ин-управленческие члены группы (организации)
  • КРИТЕРИЙ ГРУППЫ
  • Конвенция о защите прав рабочих-мигрантов и членов их семей
  • Критерий группы
  • МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ
  • Метод «фокус-группы» (групповая дискуссия)
  • Метод номинальной группы
  • Методика определения ценностно-ориентационного единства группы
  • Предпочтение своей группы
  • СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ
  • СТРУКТУРА ГРУППЫ
  • Социальные группы
  • Сплоченность группы
  • Структура группы
  • Т-группы
  • Т-группы
  • Цель группы
  • Шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
  • Этнические группы
  • Этнические группы
  • Эффективность деятельности группы
  • метод запоминаемых членов



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь