|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
КОЛЛЕКТИВ ТРУДОВОЙ- основная экономии., соц. и политич. ячейка об-ва, разновидность соц. ин-та и соц. общности, главная цель к-рой - производство материальных и духовных благ. Предметом исследования К.т. стал в 20-е гг., когда отечественные ученые начали изучать соц. отношения на предприятии. Так, рассматривая административные проблемы управления, НА Витке уделяет особое внимание не только координации совместных действий людей, но и "соц.-психологич. состоянию коллектива". Вопросам управленческого контроля, коллегиальности и единоначалия, совершенствования организационной структуры, стиля управления занимался Всеукраинский ин-т труда (г. Харьков), к-рый возглавлял Ф.Р. Дунаевский. Рационализацию труда и управления он понимал прежде всего как соц. процесс. В основу своей классификации Дунаевский положил принцип структурной роли функций в системе целого. С позиций психологии методологич. и экспериментально-методич. исследования коллектива проводили В.М. Бехтерев, В.А. Артемов, А.С. Залужный, Л. Войтоловский, Б.В. Беляев, Г.А. Фортунатов, Е.А. Аркин и Л. Вызов. Особое направление в изучении коллектива, непосредственно выходящее на проблемы организации производства, подготовки квалифицированных рабочих, стимулирования и нормирования труда, соц. климата и методов руководства, составили исследования ученых-нотовцев (А.К. Гастева, П.М. Керженцева, А.Ф. Журавского и др.). Значительный вклад в понимание соц. сущности коллектива и психологии, механизмов его функционирования внес А.С. Макаренко. Плодотворной оказалась его идея выделить уровни коллектива - от малой контактной группы до об-ва в целом. Однако попытки создать законченную теорию К.т. в те годы не увенчались успехом. Дело в том, что самого понятия К.т. как устойчивого языкового выражения ни в хозяйственной практике, ни в научном лексиконе, ни в обществ. сознании в 20-х гг. еще не существовало. Говорили о персонале предприятия, рабочем коллективе, работнике завода и т. п. Экономич. науками изучается прежде всего совокупный работник и предприятие, к-рое трактуется как технико-функциональный способ соединения рабочей силы со средствами производства. К.т. (совокупный работник) исследуется с т.зр. либо качественных характеристик производительных сил - профессионально-валификационного состава работников, структуры рабочих мест, наконец, организации труда, - либо его роли в системе производственных отношений: подчиненность или самостоятельность предприятия, способы привлечения работников к труду, экономич. планирование. Психологич. наука обогащает социологич. теорию коллектива пониманием механизмов соц.-психологич. отношений, симпатий и притязаний личности, ожиданий и ценностных ориентации малой группы, организующим центром к-рых выступает принцип дея-тельностного опосредствования. Это дало возможность выделить коллектив не по формальным признакам (напр., частота и интенсивность общения, размеры группы и ее структура), а по содержательным критериям - как такую группу людей, в к-рой межличностные отношения опосредствованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Принцип деятельности позволил внести в теорию момент развития, к-рый понимается как восхождение от одного уровня зрелости группы к др. Социология изучает этапы и критерии соц. зрелости коллектива, соц.-демографич. и профессионально-квалификационную структуру работников, взаимосвязь формальной и неформальной организации, отношение к труду и способы его стимулирования, соц.-ролевую структуру взаимоотношений людей. Кроме того, социологию интересует и широкий спектр прикладных вопросов в области соц. планирования, проектирования и нормирования, социоинженерной деятельности заводских социологов, соц. управления. К.т. необходимо рассматривать в единстве двух его сторон: 1) как соц. общность и 2) как соц. организацию. Логика такого подхода проистекает из понимания двойственности природы труда. С одной стороны, труд представляет всеобщую обязанность каждого работать на благо всех. Момент недобровольности труда тесно связан с наличием жесткой регламентированности и субординации действий, дисциплины и системы соц.-экономич. санкций. Эти компоненты в принципе характеризуют любую форму кооперации и специализации труда. С другой стороны, наряду с обязанностью человек обладает и правом на труд (в этом выражен момент добровольности, свобода деятельности). Хотя в сфере формально-правовых отношений люди взаимодействуют независимо от своей воли, выполняя служебные предписания, в сфере межличностных, неформальных отношений они действуют по своему выбору, предпочтениям и симпатиям. Как соц. организация К.т. представляет собой разновидность обществ. ин-та, а как соц. общность - элемент (или структурную форму) соц. структуры об-ва. Построение концептуальной модели К.т. завершается рассмотрением функций коллектива. Предлагается выделить самые различн. функции: производственную, организационную, воспитательную, управленческую и т. д. Лит.: Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921; Витке Н.А. Организация управления и индустриальное развитие: очерки по социологии научной организации труда и управления. М., 1924; Залужный А.С. Учение о коллективе. М., Л., 1930; Бляхман Л.С. Производст-венньш коллектив. М., 1978; Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности. Новосибирск, 1984; Маркович Д. Социология труда. М., 1989. А.И. Кравченко
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|