ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ

- один из основных способов развития социология, знания, заключающийся в сознательной концентрации усилий отдельного исследователя (или исследовательского коллектива) на ограниченных, заранее более или менее строго определенных задачах. Всякое И.с. является звеном, обеспечивающим преемственность социологич. знания, элементом исследовательской программы, традиции или школы. В конечном счете любое И.с. движимо обществ. потребностью в соц. знании, в соц. ориентации, оно отражает обществ. интересы тех или пных классовых, соц.-групповых и др. сил, направленных на утверждение или изменение взаимоотношений личности, соц. групп и об-ва. В этом отношении И.с. является составной частью научн. и обществ. прогресса, оно отражает мировоззрение социолога и обусловлено его обществ. позицией. И.с. является видом профессиональной деятельности людей, получивших специальную подготовку, владеющих методами и правилами исследовательской работы, обладающих моральными, а нередко и юридич. правами, предоставляемыми им об-вом или признаваемыми как таковые. Моральные нормы и процедурные правила проведения социологич. исследований устанавливаются и поддерживаются научн. сообществом, здесь же рез-ты исследования получают окончательную, итоговую оценку. С методологич. т.зр. И.с. состоит: в определении круга вопросов, подлежащих изучению; в отборе, поиске или разработке методов и процедур исследования. И.с. получили признание в конце XIX - нач. XX вв. и пришли на смену индивидуальным способам накопления социологич. знания, находившим выражение в обзорных и тематич. выступлениях, письмах, статьях, очерках, книгах, а также в откликах, критич. отзывах и комментариях к ним. И.с. непосредственно опирались на практику соц.-статистич. наблюдений и соц. обследований. Идея исследования была заимствована социологией из естествознания, экономики, психологии, этнографии, правоведения, где формы теоретических, а позднее эмпирич. и экспериментальных (в механике уже в эпоху Г. Галлилея) исследований утвердились ранее. Теоретич. исследования в социологии подчас до сих пор трудно отдифференцировать от др. форм изложения знаний. Значительно легче формируется автономия исследований, включающих те или иные эмпирич. процедуры. Распространение исследований является составной частью институционализации социологии в об-ве. Освоение идеи исследования делает все более редкими попытки создания социологии усилиями индивидуального автора. Расширение фронта исследований отныне становится рез-том коллективных усилий. Сам термин "И.с." утвердился не ранее конца 20-х - нач. 30-х гг. XX в. Так, "Самоубийство" Э. Дюркгейма (1897) - один из первых стандартных примеров исследования в истории социологи - имеет подзаголовок "etude de sociologie" - исследование (букв, изучение) по социологии". Термин "исследование" еще не был привычным. Первая американская библиография соц. обследований была составлена в 1930 г., она включала 275 названий. Подавляющее большинство обследований, однако, имело социографич. и практически ориентированный характер и не было непосредственно связано с развитием социологич. знания. В то же время начинается методологич. осмысление практики соц. обследований, проводимых для развития социологии. В отличие от др. форм научн. деятельности (преподавательская, просветительская, критика, участие в дискуссиях и конференциях, экспертная деятельность в решении практич. вопросов, подготовка учебных и справочных пособий и т. д.) исследование подчиняется особому индивидуальному, коллективному или более широко - институализированному регламенту (напр., ведомственные или государственные планы НИР). Это означает привязку И.с. к ритму народнохозяйственного планирования, подчинение социологии общим принципам разделения и кооперации обществ. труда. Новый шаг в формализации отечественной социологии был сделан с распространением в нач. 60-х гг. проектных и программных методов их организации. Прогрессивные по своему характеру, эти методы несут опасность бюрократии, заорганизованности социологии, сведения живого процесса исследования к административной рутине, что в конечном счете угрожает соц. эффективности социологии. В социологии выделяются исследования: теоретич., эмпирич. и методологич.; фундаментальные и прикладные; описательные, анамне-стич. и прогнозные (прогностич.); полевые, лабораторные и клинич.; экспериментальные и сравнительные; лонгитюдные, панельные и повторные; биографич., поколенные и когортные; изучение соц. сетей и структур. В дополнение к указанной классификации в социологии особое значение приобрели такие типы исследований, как изучение особого, отдельного случая (case study), монографич. обследование, массовое выборочн. (статистич.) обследование. Кроме того, в зависимости от метода сбора информации традиционно различают невк-люченное и включенное наблюдения, свободное интервью и формализованный опрос, неформализованный и формализованный анализ текстов (см. Контент-анализ). В социологии широко применяются методы психологии, демографии, истории, этнографии, правоведения, географии и др. наук, что придает типологич. специфику соответствующим исследованиям. С логико-методологич. т.зр. предмет социологии  представлен в исследовании обычно двумя типами понятий: непеременными и переменными. Непеременные (иначе, хотя и менее точно, "качественные") понятия задают область соц. реальности, подлежащую изучению (группа, организация, соц. процесс, эпоха, формация и т. д.). Их выбор связан с решением онтологич. проблем социологии (диалектика объективного и субъективного; реального и идеального; части и целого; индивидуального и коллективного; уровня, этапа, состояния; нормы и отклонения и т. п.). Переменные ("количественные понятия"), выбираемые или формируемые для исследования, задают тип возможных измерительных процедур, методы предоставления и анализа рез-тов. Т.обр., непеременные понятия характеризуют вид объектов изучения, а переменные - вид их свойств. В силу специфики соц. понятий И.с. сталкивается с особыми методология, проблемами, а социология, измерение и анализ требуют соответствующей адаптации метрология, математия. процедур. Широко распространено убеждение, ято И.с. непременно связано с решением тех или иных проблем. В большом яисле слуяаев это убеждение справедливо. Однако в условиях относительной неразвитости теории, недостатка соц. статистики, нестандартности методик во многих разделах социологии основная задаяа состоит в осмысленном описании соц. ситуации, а ключевым элементом исследования оказывается корректная постановка проблемы, тогда как логия. или эмпирия, обоснование ее решения ограничивается лишь правильным использованием соответствующей техники или имеющимися в распоряжении социолога ресурсами. Следовательно, искусство социолога заклюяается в реалистич. выборе эффективного пути исследования в условиях противореяивых науян. и практия. требований. И.с. следует отлияать от соц. обследований, направленных просто на сбор систематия. соц. информации (будь это опросы, зондажи обществ. мнения, статистия. обследования и т. д.). Подобные методы используются не только в сугубо практия. целях, но и широко распространены в др. соц. науках и гуманитарных областях. Социология, же исследование направлено в первую ояередь на расширение сферы социология, знания, яем и диктуются требования характеристики исходной познавательной ситуации, разработки гипотез, контролируемого применения методик, полноты отчета об исследовании и др. соображения, составляющие в совокупности программу (нормативную модель) исследования. Профессиональные социологи объединены в национальные, региональные и международные социология, ассоциации, а функцию поддерживания профессиональных стандартов выполняют социология, журналы и др. социология, издания, конференции и съезды социологов. В России И.с. в основном являются функцией ин-тов систем Академии наук, социология, подразделений отраслевых ин-тов и уяебных заведений, они нередко проводятся социологами, работающими в составе предприятий и объединений, обществ. организаций. В др. странах основные силы социологии могут быть сосредоточены в ун-тах, правительственных службах, в частных деловых фирмах или в неприбыльных организациях. Лит.: Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969; Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972; Шляпентох В.И. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., 1973; Волович В.И. Надежность информации в социо-греком исследовании. Киев, 1974; Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании М Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование.  М., 1975; Процесс социального исследования. Социальные исследования: построение и сравнение показателей. М" 1979; Докторов Б.З. О надежности измерения социологическом исследовании. Л., 1979; Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании, 1981; Сагаченко Г.И. Надежность результатов социологическ ого исследования. Л., 1981; Рабочая книга социолога. М., 1983; Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986; Логика социологического исследования. М., 1987; Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1-2. М., 1990; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология программа, методы. Самара, 1995; Методология и мето-ш социологических исследований. М., 1996; Девятко И Модели объяснения и логика социологического исследовани" М., 1996; Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура-процесс социологического исследования//Социология Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичевали. М., 1996. Андреенков В.Г. Анализ и интерпретация эмпирических данных//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. В.Б. Голофаст.

Просмотров: 1411
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КОНЦЕПЦИИ СОЦИОЛОГИИ ЗНАНИЯ
  • Качественные методы исследования
  • Качественные методы исследования
  • Качественные методы исследования
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ (ИГРОТЕХНИКА) В СОЦИОЛОГИИ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
  • МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
  • Методология применения математических методов в социологии
  • Методология социологического исследования
  • Методология социологического исследования 
  • Методы исследования
  • Методы исследования личности
  • Методы педагогического исследования
  • СОЦИОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • методы исследования личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь