|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ (ИГРОТЕХНИКА) В СОЦИОЛОГИИ- игровые методы в социологии прикладной (см.) были созданы в ответ на затруднения, с к-рыми столкнулись социологи, работающие на предприятиях народного хозяйства: как проводить исследования при часто меняющихся требованиях заказчика, как учитыть его содержательные запросы, каким образом работать с неофициальной информацией, имеющихся у руководителей, как добиться того, социологич. информация находила применение в практике управления, как соединять знания, к-рыми располагают представители разных профессий, и преобразовывать их в целостные программы развития предприятий, т. е. как преодолеть предметную ограниченность деятельности и добиться ее целостности, системности, что должно являться конечным рез-том социологич. работы. Методологич. основа игротехники - соц. инженерия. В настоящее время существует два типа игр, соответствующие двум поколениям разработок в этой области: деловые (имитационные) игры (ДИ) и репрезентационные (открытого типа) игры (РИ). Деловой или имитационной называют игру, к-рая позволяет исследовать соц. систему путем эксперимента с моделью, воспроизводящей ее функционирование во времени. Такие игры имитируют организационно-хозяйственные взаимодействия органов управления в тех или иных хозяйственных ситуациях. В общем виде имитационные игры являются своеобразным устройством для воспроизведения процессов и согласования хозяйственных интересов. Приоритет в создании ДИ принадлежит России. Первая ДИ в мире была разработана в Ленинградском инженерно-экономич. ин-те и проведена в 1932 г. Ее тема: "Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде" ("Пуск цеха"). ДИ организуется следующим образом. Ее участники в предложенной организатором ситуации принимают определенные решения, имитируя выполнение заранее распределенных ролей, реагируя на действия участников, выполняющих иные роли. При завершении игры проводится анализ и обсуждение каждого игрового этапа, восстанавливается порядок действия каждого участника. Оценивается правильность принятых ими решений с различн. т. зр.: отдельного игрока, имитируемых отделов организации, системы в целом. Полученные сведения обобщаются и выделяются цепочки причинно-следственных связей. ДИ подразделяются на три группы: учебные, к-рые используются при подготовке и переподготовке кадров; производственные, применяющиеся для решения реальных вопросов текущей деятельности и развития конкретных организаций; исследовательские, к-рые проводятся при экспериментах в области управления и экономики. Кроме того, выделяют игры с компьютерным обеспечением и без него. Для проведения ДИ необходима обширная технич. документация, включающая в себя: характеристику объекта имитации, пояснительную записку, технич. задание, материалы по изучаемой проблеме, сценарий проведения игр, описание игровой обстановки, описание алгоритмов поведения участников, проспект игры, руководство администратору-ведущему игры, инструкции игрокам, руководство по ведению игровой обстановки, программу эксперимента, отчет об эксперименте. Репрезентационные игры (РИ) - игры второго поколения, их появление связано с именами Г. П. Щедровицкого, А. А. Зиновьева, М. К. Ма-мардашвили, Б. А. Грушина. РИ представляет собой целостную форму совместной деятельности людей, направленную на выработку нового знания, новых способов обществ. организации и самоопределение участников. РИ часто называется инновационной (ИНИ) потому, что ориентирует участников на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем, а также позволяет получить содержательные соц., психологич., энергетич., эстетич., методич. рез-ты. ИНИ организуется в соответствии с рядом принципов: системностью, коллективной ответственностью, единоначалием, самопрограммированием, саморазвитием и т. п. При проведении ИНИ, как и ряда других игр, в первую очередь, оргдеятельностных, используется ряд спец. техник, к числу к-рых можно отнести распредмечивание, проблематизацию, целеполагание, самоопределение, рефлексию, схематизацию, позиционный анализ. Этапы игры строятся в соответствии с алгоритмом решения содержательных задач и с динамикой группообразования. Лит.: Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992; Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. М., 1994; Управленческие нововведения и игропрактика. М., 1990. Н.Г. Осипова, Е.В. Челищева.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|