|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЕВОЕ- понят являющееся синонимом понятий "полевое обследование", "полевые работы"; употребляется обозначения одного из основных этапов эмпиш социологич. исследования - массового сбора первичной социологич. информации на объектах. И.п. - антоним понятия "лабораторное исследование", поскольку проводится в естественных" реальных условиях, в непосредственном контакте с объектом исследования. Социологией данное понятие заимствовано у этнографов и антропологов. И.п. осуществляется в соответствии с организационно-методич. планом исследования Независимо от специфики используемых методов сбора первичной информации, типа и сложности объекта, при проведении И.п. выделяют несколько общих организационных этапов: 1-й этап - согласование плана И.п. с организациями, курирующими его проведение на конкретном объекте или системе объектов: вопросы о сроках полевых работ, конкретных объектах, входящих в выборку, о помещении для лаборатории полевой (см.), о подборе исполнителей полевых работ, о форме представления рез-тов исследования и т. д.; 2-й этап - выбор и подготовка помещения для полевой лаборатории (помещения, пригодного для обучения исполнителей полевых работ, приема и хранения первичной информации и т. д.); 3-й этап - формирование штата исполнителей полевых работ (количественный состав исполнителей и совокупность требований, предъявляемых к ним, зависят прежде всего от масштаба и типа выборки, сложности программы, методики сбора данных, запланированных сроков И.п. и т. п.; данные об исполнителях заносятся как в индивидуальные карточки, предназначенные для осуществления контроля за работой отдельных исполнителей, так и в общий список); 4-й этап - составление плана-графика И.п., подготовка индивидуальных заданий исполнителям полевых работ (план-график служит для обеспечения четкого и своевременного выполнения отдельных операций, к-рые выделяются в организационно-методич. плане исследования; задание точно определяет объем, содержание и сроки работы, поручаемой отдельным исполнителям, и т. п.); 5-й этап - обучение исполнителей полевых работ (целесообразно использовать такие формы обучения, как индивидуальный или коллективный инструктаж за несколько дней до начала проведения и выдача тиражированных инструкции каждому исполнителю; пробные выходы исполнителей на опросы с разбором их рез-тов; в ходе инструктажа дается краткая информация о целях исследования, о содержании, методич. принципах и последовательности этапов предстоящей работы, фиксируется внимание на наиболее сложных ее моментах, разъясняется порядок сдачи заполненных документов в лабораторию и т. д.); 6-й этап - проведение И.п. (на данном этапе перед сотрудниками полевой лаборатории стоят следующие основные задачи: оперативное устранение трудностей, возникающих в данный период у отдельных исполнителей; прием заполненных документов; контроль за содержанием работы путем тщательной проверки каждого из заполненных документов, выбороч. повторного анкетирования, кодирования содержания документов; контроль за общим ходом И.п. и соблюдением заданных сроков работы на основе фиксирования рез-тов деятельности исполнителей на индивидуальных карточках; использование наглядной схемы с ежедневным отражением итогов работы; учет и хранение первичной социология, информации и т. п.); 7-й этап - подготовка индивидуальных отчетов исполнителей и итогового отчета о проведении И.п. (в текстах индивидуальных отчетов и итогового отчета отражаются сроки и объем проделанной работы, реализации выборки, отношение респондентов, руководства предприятий и учреждений к исследованию, предложения по совершенствованию текста полевого документа, организации полевых работ и т. д.). Лит.: Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975;Таршис Е.Я., Чернакова Н.Е. Организация работы полевой социологической лаборатории// Социологич. исслед. 1982, №3; Рабочая книга социолога. М., 1983; Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. В.Д. Воинова, Н.Е. Чернакова.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|