|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ИНФОРМАЦИЯ(от лат. informatio - разъяснение, изложение) - в самом общем виде - передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней. Первоначально это понятие связывалось исключительно с коммуникативной деятельностью в об-ве. Позднее был осознан тот факт, что информационные процессы свойственны также и неживой природе, в связи с чем этот термин был воспринят и соответствующими науками. Важнейшая особенность И. - ее двойственность. Она существует в идеальной форме и проявляется в материальных объектах, знаках. В 20-30-е гг. XX в. И. рассматривалась на качеств, уровне без введения формализованных понятий и процедур. В частности, появился ряд работ по журналистике, в к-рых обсуждались сущность И., ее источники и виды, влияние на потребителя, такие ее свойства, как достоверность, полнота, убедительность и т. д. Уже в те годы ставились вопросы о ценности, практич. значимости сведений. Примерно с того же времени, но особенно интенсивно с конца 40-х гг., формируется мате-матич. теория И. Ее особенность в том, что она: 1) рассматривает передачу И. между технич. системами; 2) признает сообщениями ограниченное множество знаков; 3) исключает из анализа их семантику. Благодаря таким упрощениям удалось выявить ряд закономерностей, к-рые имеют место в об-ве, живой и неживой природе. Поэтому данное понятие получило общенаучн. статус. Однако исключение семантики оказалось слишком сильным упрощением, к-рое существенно сужало применимость теории к соц. процессам. Вскоре предпринимаются попытки уточнения понятийного аппарата теории И., чтобы включить в анализ также и значение сообщений. Для этого используются идеи и методы символич. логики и логич. семантики, т. е. идет поиск возможностей соединить синтаксич. (вероятностно-статистич.) и семантич. подходы. Однако и это направление столкнулось с определенными ограничениями, к-рые пока не удалось преодолеть. Кроме того, и логико-семантич. трактовка И. начинает с существенных упрощений, оставляя вне поля зрения полезность И. Одно из важнейших свойств И. полезность. Степень ценности И. определяется исходя из ее воздействия на поведение системы на возможности решения системой своих зал". Для уточнения прагматич. аспекта И. используется понятие субъективной вероятности как меры уверенности (убежденности) субъекта в наступлении того или иного исхода. Итак, ценность определяется тем влиянием, к-рое она оказывает на уверенность субъекта. Оно может оказаться положительным или отрицательным. Продвижение на пути количеств, определения смысла и ценности И. пока невелико, поскольку математика не в состоянии учесть многие качеств, аспекты реальных процессов. На оценку полезности сообщения оказывают существенное влияние цели, установки, намерения, интересы, квалификация, физич. состояние субъекта, к к-рому оно поступило. Процессы передачи сведений между людьми и обществ. структурами опосредуют системы И. См. также Теория информации. Лит.: Левидов М. Информация в советской прессе (к постановке проблемы). М., Л., 1930; Евладов Б.В. Некоторые особенности социальной информации//О методологических проблемах общественных наук. Новосибирск, 1969 Йотова Л.Ф. Управление обществом и социальная информация/ /Научное управление обществом. М., 1970. Вып. 4 Урсул А.Д. Информация: Методологические аспекты. М. 1971; Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Социальная информация//Вопр. филос. 1974, №10; Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980; Семенюк Э.П. Информационный подход к познанию действительности. Киев. 1988. B.C. Толстой.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|