ИНФОРМАЦИЯ

— в широком смысле — результат отражения одного объекта в другом, используемый в конечном счете для формирования управляющих воздействий. Для понимания существа И. особенно важным является раскрытие трех осн. ее аспектов: синтаксического, семантического и прагматического. Синтаксическая сторона И. характеризует внутренние особенности используемого в управлении “слепка” объекта, его структуру, сложность, организованность. С т. зр. семантики И. должна обладать определенным смыслом, т. е. быть соотнесенной с отражаемым объектом, быть в нек-рых пределах его “заместителем”. Прагматический аспект И. характеризует ее способность влиять на процессы управления, т. е. ценность, полезность. Первоначально И. понималась как сведения, знание, но с середины 20 в. стала рассматриваться обобщенно, в отвлечении от конкретной физической природы рассматриваемых систем. Непосредственными предпосылками для такой эволюции явились становление кибернетики (Винер), зафиксировавшей существенную общность информационных процессов в различных объектах, и создание теории И. (К. Шеннон), разработавшей количественный подход к оценке сложности передаваемых информационных структур. Развитие обобщенных представлений об И. имело мировоззренческие следствия. Картина Вселенной, основанная на физикалистском, массэнергетическом видении мира, была дополнена третьим фундаментальным параметром — организованностью объектов. Детерминизм дополнился идеей информационного причинения, понятием энергетически маломощного взаимодействия объектов, обеспечивающего обмен И. В картине мира, учитывающей такое причинение, внимание оказалось перенесенным с “коня” на “всадника”. Подобный вариант детерминации предоставляет управляющей системе возможность “опережающе отражать” (П. К. Анохин) действительность, т. е. реагировать даже на не развившиеся, но значимые новые явления. Успехи в изучении И.и разработке совр. техники передачи, хранения и переработки И. привели к появлению информационных интерпретаций процессов мышления. В последние годы особое значение приобрело изучение вопросов функционирования И. в социальных системах. Прежде всего в связи с важностью этих процессов и обострением противоречия между производством огромного количества И. (“информационным взрывом”) и трудностью доступа ко всей этой И. потребителей (“информационным голодом”). Осн. техническим средством разрешения данного противоречия являются создание вычислительных центров коллективного пользования, интегрированных банков данных, разработка систем “искусственного интеллекта”, сетей обработки и передачи И., широкое внедрение персональных компьютеров. В подобного рода совр. системах происходит переход от оперирования с И. в виде данных, т. е. с неинтерпретированной внутри ЭВМ И., к И. в виде концептуально связанных и согласованных между собой сведений — знаний. Теоретической базой решения всех вопросов, связанных с развитием и использованием совр. информационной технологии и техники, выступает информатика. Особого анализа требует изучение процессов реального функционирования И. в об-ве, поскольку особенности социальной системы определяют эффективность использования информационной технологии и направленности ее применения. Информационные процессы могут быть ориентированы на всемерное обеспечение информационных потребностей об-ва и развитие способностей каждого человека, но могут вести к появлению новых форм эксплуатации, скажем, менее развитых государств за счет неравноценного информационного обмена с ними и контроля над их информационными потоками (“информационный империализм”).

Просмотров: 1048
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.




Другие новости по теме:

  • "F94" Расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • Воздействие информационных продуктов на психику человека: эффекты
  • ИНЕРТНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • Инертность психических процессов
  • КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • КОНЦЕНТРАЦИЯ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий
  • Основное свойство информационных систем
  • ОСНОВНОЙ ЗАКОН СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ БОЛЬШОЙ СЛОЖНОСТИ
  • Перевалочный пункт для третьего мира
  • ПОДВИЖНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ
  • Программное обеспечение базовых информационных технологий
  • Распределенное изучение возможностей применения средств ИКТ в процессе освоения конкретной предметной области
  • Содержание информационных потоков
  • СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ)
  • Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ)
  • Средства новых информационных технологий (СНИТ)
  • Темп психических процессов
  • Теория информационных систем
  • Термодинамика неравновесных процессов
  • Термодинамика неравновесных процессов
  • Технология информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств ИКТ
  • Типологизация миграционных процессов
  • Хронометрия психических процессов
  • ХРОНОМЕТРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь