|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ- 1. Совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности. 2. Процесс определения указанных особенностей. Заимствовано из кли-нич. психологии, где цель психодиагностики состоит в классификации индивидов на основе выводов о наличии или отсутствии у них психич. расстройств и установления их причин и природы. В неклинич. условиях задачи диагностики личности заключаются в том, что на основе конкретной теоретич. модели, содержащей нек-рую систему и принципы классификации, а также на основе выбранных в соответствии с этими принципами существенных признаков выявляются личностные особенности. Наличие классов, существенных признаков, правил классификации позволяет производить формализацию и алгоритмизацию диагностич. процедуры при применении психометрич. тестов. Формализация психодиагностики предъявляет определенные требования к методике, к-рая для того, чтобы быть психодиагностич., должна помимо надежности и валидности обеспечивать также требования нормативности и стандарти-зованности. Получение нормативных показателей, объективизация и стандартизация теста - необходимое условие создания диагностич. методики, так как только при этом становится возможным сравнение выявляемых с ее помощью феноменов и измеряемых ею параметров. Разработка алгоритмов в психометрии привела к созданию вычислительных (аппаратурных) методов диагностики. При сравнительном изучении эффективности диагностики, полученной безлично-формализованным статистич. и индивидуализированным ("клинич.") способами, были получены данные, свидетельствующие о несколько большей точности статистич. диагноза. Следует, однако, иметь в виду, что в этих исследованиях рассматривались лишь такие методы обобщения показателей тестов, в к-рых использовался один и тот же ограниченный набор психометрич. данных. Основной вклад математически и логически неформализованного (клинич.) исследования как раз и проявляется в том, что в его процессе появляется возможность получения таких данных, к-рые изначально не заложены в методику или относительно к-рых ее разрешающая способность недостаточна. Сложность личности как соц.-психологич. феномена делает очевидной важность сочетания обоих подходов. Ценность психодиагностич. тестов состоит в их способности к обоснованному прогнозу. Выделение из психодиагностики особого раздела - психопрогностики - цель и специфич. требования развития большинства личностных методов. Лит.: Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М., 1981; Анастази З.А. Психологическое тестирование. М., 1982; Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 1982; Ерофеев, А.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987; Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. Т.Б. Карцева.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|