Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ



АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

- раздел социологии, объект, изучения к-рого - примитивные и традиционные обществ. системы. Один из основоположников современной А.с. Ф. Боас связывает формирование этой науки с именами древних авторов этнографич. описаний (Геродота, Цезаря, Тацита, Ибн Батуты), с обобщающими идеями Ж.Ж. Руссо, Ф. Шиллера, И.-Г. Ге-рдера, с работами историка культуры Г. Клемма и соц. историка Г. Вайца (XIX в.). Становление А.с. как особой теоретич. дисциплины со своим специфич. предметом и метологич. инструментарием произошло в борьбе с эволюционизмом (см.), к-рую в начале XX в. вела т.н. историч. школа Боаса. Концептуальные основы этой школы состояли в выдвижении на первый план этнологич. исследований культуры, в предпочтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и в отрицании идеи прогресса. Крупнейшим теоретиком, разработавшим философско-историч. основы этой школы, был А. Кребер. Вплоть до второй мировой войны основной чертой А.с. был холистический подход, согласно к-рому изучаемые об-ва рассматриваются как изолированные целостные феномены. В то же время были начаты кросскультурные сопоставления отдельных ин-тов и структурных особенностей обществ. устройств (работы Б. Малиновского и А.Р. Радклиффа-Брауна). Радклифф-Браун не без влияния идей Э. Дюркгейма и не без пристрастия к организмич. параллелям утверждал необходимость изучения об-ва как системы регулярных взаимодействий индивидов, живущих в физич. среде и воздействующих на нее с помощью орудий труда и при посредстве культуры. В обоснование А.с. легли и работы амер. антрополога Л. Уайта, посвященные анализу культуры как научн. категории, отражающей особую область действительности, к-рая присуща лишь человеческому об-ву и имеет свои собственные законы функционирования и развития. Уайт провозгласил символ исходным элементом для понимания природы человеческого поведения и цивилизаций, сущностным признаком обществ. жизни в целом, к-рый дает ключ к пониманию истоков ее проявлений. Подобное понимание задач А.с. было характерно и для К. Леви-Стросса, к-рый настаивал на признании ее семиотической наукой. В фундаментальном исследовании "Мифологичное" дан анализ первобытных форм культуры, к-рые он рассматривал как механизм разрешения основных противоречий человеческого существования. С т.зр. Леви-Стросса, эмпирич. человеческая реальность вообще не структурна и поэтому в принципе нельзя построить структурную модель целостной соц. системы. Возможно, лишь создать модели отдельных сторон этой системы, поддающихся структурированию и формализованному описанию. Однако др. представители структурной антропологии предпринимали попытки построить общие модели, включающие свойства различ. частных моделей (М. Фо-ртес). Законченный вид моделирование такого рода получило в системном функционализме Т.Парсонса и его учеников. Определяя место антропологии в ряду наук о человеке, Парсонс писал, что круг интересов антропологии, по-видимому, включает в себя аналитич. изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в к-рых и посредством к-рых ориентируются и направляются соц. системы и личности. А.с. в основном изучает соц. структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям и, в особенности по традиции применительно к "простейшим об-вам" (Амер. социология. М., 1972. С. 262 - 263). С тт Парсонса, решающим параметром, отличающим примитивные об-ва от развитых, является степень их структурной дифференциации. В задачи А.с. входит и исследование процессов становления человеческого об-ва и культуры, дифференциации их от биологич. контекста. Эти проблемы анализирутся в трудах амер. антропологов И.А. Хеллоуэлла, П. Бохеннана, бельгийского исследователя Э. Вермирша и др. В 70-е гг начался процесс слияния на теоретич. уровне А.с и социологии и превращения их в единую науку о системах человеческого действия. Лит.: Американская социология. М., 1972; ЛевиСтросс К. Структурная антропология. М., 1983 White L The science of culture. N.Y., 1949; Radcliffe-Brown А.Structure and function in primitive society. L., 1952; LeviStrauss K. Mythologiques. V. 1-4. P., 1964-1971; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994. Л.А. Седов

Просмотров: 850
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРЫ ОБЪЕКТ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ МЕСТО В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
  • КУЛЬТУРЫ СИМВОЛ
  • КУЛЬТУРЫ СИСТЕМЫ
  • КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • КУЛЬТУРЫ СОЦИОЛОГИЯ
  • Модели модернизации хозяйственной культуры
  • Навыки культуры поведения
  • П.И. Новгородцев: Кризис современной культуры, современного правосознания и общественный идеал
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ, культурсоциология
  • СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
  • Социология культуры
  • Социология культуры
  • Социология культуры
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • ТЕСТЫ, СВОБОДНЫЕ ОТ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ
  • УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ
  • ШКОЛА И КУЛЬТУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  • Школа народной культуры
  • Шпенглер: морфология культуры. Символ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь