Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
АНТРОПОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ- раздел социологии, объект, изучения к-рого - примитивные и традиционные обществ. системы. Один из основоположников современной А.с. Ф. Боас связывает формирование этой науки с именами древних авторов этнографич. описаний (Геродота, Цезаря, Тацита, Ибн Батуты), с обобщающими идеями Ж.Ж. Руссо, Ф. Шиллера, И.-Г. Ге-рдера, с работами историка культуры Г. Клемма и соц. историка Г. Вайца (XIX в.). Становление А.с. как особой теоретич. дисциплины со своим специфич. предметом и метологич. инструментарием произошло в борьбе с эволюционизмом (см.), к-рую в начале XX в. вела т.н. историч. школа Боаса. Концептуальные основы этой школы состояли в выдвижении на первый план этнологич. исследований культуры, в предпочтении индуктивных методов исследования, в идее уникальности культур и в отрицании идеи прогресса. Крупнейшим теоретиком, разработавшим философско-историч. основы этой школы, был А. Кребер. Вплоть до второй мировой войны основной чертой А.с. был холистический подход, согласно к-рому изучаемые об-ва рассматриваются как изолированные целостные феномены. В то же время были начаты кросскультурные сопоставления отдельных ин-тов и структурных особенностей обществ. устройств (работы Б. Малиновского и А.Р. Радклиффа-Брауна). Радклифф-Браун не без влияния идей Э. Дюркгейма и не без пристрастия к организмич. параллелям утверждал необходимость изучения об-ва как системы регулярных взаимодействий индивидов, живущих в физич. среде и воздействующих на нее с помощью орудий труда и при посредстве культуры. В обоснование А.с. легли и работы амер. антрополога Л. Уайта, посвященные анализу культуры как научн. категории, отражающей особую область действительности, к-рая присуща лишь человеческому об-ву и имеет свои собственные законы функционирования и развития. Уайт провозгласил символ исходным элементом для понимания природы человеческого поведения и цивилизаций, сущностным признаком обществ. жизни в целом, к-рый дает ключ к пониманию истоков ее проявлений. Подобное понимание задач А.с. было характерно и для К. Леви-Стросса, к-рый настаивал на признании ее семиотической наукой. В фундаментальном исследовании "Мифологичное" дан анализ первобытных форм культуры, к-рые он рассматривал как механизм разрешения основных противоречий человеческого существования. С т.зр. Леви-Стросса, эмпирич. человеческая реальность вообще не структурна и поэтому в принципе нельзя построить структурную модель целостной соц. системы. Возможно, лишь создать модели отдельных сторон этой системы, поддающихся структурированию и формализованному описанию. Однако др. представители структурной антропологии предпринимали попытки построить общие модели, включающие свойства различ. частных моделей (М. Фо-ртес). Законченный вид моделирование такого рода получило в системном функционализме Т.Парсонса и его учеников. Определяя место антропологии в ряду наук о человеке, Парсонс писал, что круг интересов антропологии, по-видимому, включает в себя аналитич. изучение явлений культуры, структурированных символически значимых систем, в к-рых и посредством к-рых ориентируются и направляются соц. системы и личности. А.с. в основном изучает соц. структуры и процессы применительно к их культурным условиям и связям и, в особенности по традиции применительно к "простейшим об-вам" (Амер. социология. М., 1972. С. 262 - 263). С тт Парсонса, решающим параметром, отличающим примитивные об-ва от развитых, является степень их структурной дифференциации. В задачи А.с. входит и исследование процессов становления человеческого об-ва и культуры, дифференциации их от биологич. контекста. Эти проблемы анализирутся в трудах амер. антропологов И.А. Хеллоуэлла, П. Бохеннана, бельгийского исследователя Э. Вермирша и др. В 70-е гг начался процесс слияния на теоретич. уровне А.с и социологии и превращения их в единую науку о системах человеческого действия. Лит.: Американская социология. М., 1972; ЛевиСтросс К. Структурная антропология. М., 1983 White L The science of culture. N.Y., 1949; Radcliffe-Brown А.Structure and function in primitive society. L., 1952; LeviStrauss K. Mythologiques. V. 1-4. P., 1964-1971; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию М., 1994. Л.А. Седов
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|