|
ГОСУДАРСТВО"Государство" происходит от русского слова "государь", являющегося сокращением славянского слова “господарь”. В этих словах содержатся два смысла: хозяина и верховной власти. Например, в современных чешском и словацком языках, “господарство” значит "экономика", “хозяйство”. Но в Сербии и в Молдавии господарь соответствовало греческому "деспотес", владыка, в смысле "владетельный князь", причем оба эти термина сосуществовали. Греческое "деспотес" тоже связано с двумя понятиями: владеть, в смысле быть хозяином, и владеть, в смысле обладать самостоятельной властью. Деспотес образовано от "демспотес", буквально "домо-владыка" или "домохозяин". Греческое "потес" соответствует римскому "потестас". Этот же корень присутствует и в словах "гос-под-ин" и “Гос-под-арь”. Господин происходит от индоевропейского hosti-pot-s, буквально "властитель чужого" или "властитель гостей", по-немецки Gastherr, или Herr des Fremden (Duden, Herkunfts-worterbuch der Deutschen Sprache). Корень "roc" присутствует также в латинских словах hospes, hostis. Другое славянское слово, обозначающее государство — держава (сохраняющееся в сербском и в других славянских языках), происходит от слов "держать" и "держивать" и связано не только с понятиями крепости, силы, прочности, но также и с хозяйскими понятиями содержать, торговать, издержка, расход. Держава, в смысле "крепость", находится в смысловой связи с греческим "кратос", откуда происходит "автократия", то есть самостоятельная. суверенная, ни от кого независимая власть или владение, по-русски “самодержавие". Греческое название государства "полис" связано с корнями пал, пла, пле, пол, пло, смысл которых: наполнять, полностью, быть полным, быть многочисленным, множество, в большом количестве; а также: выполнять, исполнить, насытить, удовлетворить и т. д. На санскрите "пуру" значит много, богато, а "пур", "пура" значит город, крепость ("то-пура" — городские ворота). От этих корней в греческом языке происходят также: плерес (полное, укомплектованное), плефос (толпа, множество), плутос (богатство), и т. д. На связь этих корней с понятием полиса по-видимому намекает сам Платон во фразе: Так как все нуждаются во многих вещах, мы собираем в одном селении множество людей... и этому сожительству мы даем имя города". (Полития, 369 с). В этой фразе корень "поп" встречается три раза. В латинском языке с этими корнями связаны слова plere, completus, repletus, ptebes, plus, pluralitas, populus, amplitu-dinus, manipulus и т. д. (наполнять, законченный, переполненный, плебс, плюс, множество, народ, амплитуда или широта, военное подразделение в 100 или 200 человек, буквально "полная рука*). От параллельного латинского корня par, рог просходят не только opiparus (богато оснащенный, великолепный, пышный), рагаге (добывать, приготовлять), portare (нести, вести), но также и imperare (первоначально приготовлять, приправлять, обрабатывать, а затем и заказывать, приказывать, управлять, направлять). В свою очередь, от imperare просходят imperium, imperator(a древне-индийском endoperator, а в некоторых диалектах етoratur). Славянское слово "племя" тоже связано с корнем "пле" ("племиться, множиться, размножаться, плодиться”. В. Даль), также как и слова "полк, "ополчение". В современных западно-европейских языках, названия государства (State, Etat, Staat, Estado, Stato) происходят от латинского status (состояние, установление, положение, буквально: стояние). В греческом языке "статос" значит стоящий, стоячий. В римском праве, status обозначало юридическое положение или состояние личности. Такой первоначальный смысл этого слова иногда ведет к недоразумениям, при переводе с помощью производных от него выражений древних латинских и греческих терминов, обозначавших "государство". При этом также необходимо иметь ввиду, что подобные недоразумения возникают и при применении как синоним государства таких выражений, как общество, община, нация, страна, а иногда и правительство. Корень слова status, обозначает стабильность, устойчивость, постоянство. От него происходят наше стоять, немецкое stehen, а также такие слова, как конституция, станция, статист, субстанция, статуя и т. д. Этот смысл сближает современные западно-европейские имена государства с древнегреческой идеей "стасии" (постоянства, устойчивости), понимаемой как суть государства. Некоторые ученые предполагают, что от сокращения глагола "стать, стати" произошли морфемы ста (в слове пожалуйста) и ство, в слове государство. (Г, П. Цыганенке Этимологический словарь русского языка. Киев. 1989.) Согласно мнению некоторых ученых, эти современные западно-европейские названия государства имеют своим источником первую фразу известного произведения Никколо Макиавелли "Князь": "Все государства, все владения, которые имели и имеют власть над людьми, являются государствами и являются или республиками или княжествами". ("Tutti gli stati, tutti e dominii che hanno avuto e hanno imperio sopra ti uomini, sono stati e sono о republiche о principati". Niccoto Machiavetli. "II Principe".) Однако, уже Цицерон употребляет это слово как дополнение к старому римскому названию государства, когда он в “Законах” пишет: "Так как ты писал о превосходном государстве (optimo rei puMicae statu), то будет последовательно, если ты напишешь также и о законах”. (I, 15). Таким образом, Макиавелли не создает абсолютно нового выражения и даже не придает абсолютно новый смысл старому выражению, а лишь сокращает уже по-видимому существовавший оборот речи. Римское название "республика", то есть общественное, публичное, общее дело или вещь, соответствовало не только греческому "полису* вообще (по-римски civitas), но, главным образом, одному из видов полиса, а именно "политии". Полития - это один из трех правильных видов государственых режимов, наряду с монархией и аристократией. Цицерон это выражение переводит как “республика”. Аристотель утверждает, что извращением политии является демократия, также как извращениями монархии и аристократии являются тирания и олигархия. Однако, нужно иметь ввиду, что Аристотель употребляет выражение “полития” и в третьем смысле, а именно в смысле строя или режима, того, что мы сегодня часто называем “Конституцией”. Платон определяет государство, как ответ на необходимость сотрудничества между людьми, для удовлетворения их растущих потребностей. Необходимость разделения труда лежит, по Платону, в истоках государства, которое "рождается, по моему мнению, ввиду того обстоятельства, что никто из нас не удовлетворяет самого себя, но нуждается во многих вещах" (Платон. Полития. 369 в). Лишь государство создает возможность такого разделения труда. Однако, Аристотель утверждает, что государство не образовалось с целью удовлетворения нужд, а с цепью достижения "добра" ("то калон", Политика, 1291 а). Государство, возникнув из естественных потребностей, становится учреждением для совершенной жизни". "Государство есть сообщество родовых групп и поселений для совершенной и самодостаточной жизни". (Политика, 1280 а). "Цепью политического общества являются хорошие дела, а не сожительство" (там-же, 1281 а). Государство отличается от других обществ тем, что оно обладает структурой, строем, конституцией: "политией". "Полития — это организация властей (тас архас) в городах, как они распределяются, какой элемент является верховным и какая цепь у общества в каждом случае* (там-же, 1289 а). Таким образом, государство немыслимо без властей и без верховной власти (то кирион). Политический строй (то есть "полития") основывается на законах. Законы обычные, нравственные, этические (ката то этос) важнее законов писаных (ката грамата номой). Нравственные законы являются существенной общественной силой. которая образуется в течение "длительного времени". Для Цицерона "государство является собственностью народа; но народ не является любым союзом людей, объединенных любым образом, а многочисленным союзом людей, сгруппированных на основании принятого общего права и общности интересов". (De re publiica, I, 25). В свою очередь, "истинный закон — это правильный разум в гармонии с природой, распространенный среди всех существ, неизменный и вечный, который, повелевая, зовет нас исполнить наш долг, и, запрещая, удаляет нас от несправедливости" (там-же. III, 22). Как и Аристотель. Цицерон считает, что цепью государства является счастье людей: "Нельзя хорошо жить нигде, кроме как в хорошем государстве и нет большего счастья, чем хорошо учрежденное государство (там-же. V, 5). В следующем абзаце, Цицерон определяет счастье, которое должно быть обеспечено государством: "Водитель государства имеет задачей добиться счастья граждан, то есть, чтобы оно было уверено в своих ресурсах, богато в материальных благах, велико в славе и почитаемо за свою добродетель" Этот диапазон материальных и нематериальных благ дополняется и уточняется в другом месте: "Две самые важные вещи для пребывания государства: религия и милосердие". (1,14). В древнем греко-римском мире, в котором зародились демократия и республика. определения государства были тесно связаны с понятием справедливости. Считалось, что государство это наилучшая организация для достижения наилучшей справедливости. Только софисты считали. что государство не основывается на справедливости, а "на интересах самых сильных", предвосхищая этим частично некоторые аспекты теории Макиавелли и теории общественного контракта Руссо. Можно сказать, что софисты были предтечами современных идеологистов. Государство зародилось в процессе консолидации оседлого образа жизни, как предохранительная оболочка для обеспечения: Совместной обороны всех сожителей и занимаемой ими территории от внешних врагов, без подчинения одних частей народа другим частям, но со всеобщим военным подчинением всего народа одной высшей абстрагированной власти, независящей от внутриобщественных комбинаций, специально для этого учрежденной (Ортега-и-Гассет); Собственности на обрабатываемую землю и на вскармливаемый скот; 3. Постоянного справедливого судебного арбитража в частных тяжбах, в тех случаях, когда нельзя достигнуть прямого сговора между сторонами, из-за спорности претензий, в том числе и для обеспечения права на собственность. (R. von Ihering). Такая тройственная всеобщая гарантия личных прав на самосохранение является правом, связывающим всех одинаково, то есть союзом. Союз - это со-узы, от корня "ю" (на санскрите связывать), откуда и происходит римское jus, право. Поэтому, функцией государства не является вмешательство в личную жизнь и в личный труд граждан, а, наоборот, обеспечение их осуществления. С монархической точки зрения. Лев Тихомиров определяет государство как "союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью", так как в государстве мы осуществляем условия существования не корпоративного, не сословного, не какого либо другого, замкнутого в своих частных или групповых целях, но условия существования общечеловеческого". Согласно Л. Тихомирову, идея государства, или "политическая аксиома", состоит в том, что "в государстве люди находят высшее орудие для охраны своей безопасности, права и свободы". Согласно А. Хомякову, "свобода" — это "свой быт". Поэтому, государство—это высшее орудие для сохранения своего быта. Если же люди не находят всего этого в государстве, ибо оно действует в направлении прямо противоположном своей собственной сути, как это бывало в некоторых древних восточных варварских государствах или как это было в современных социалистических государствах, то это значит, что мы имеем дело нес настоящими государствами, а с уродливыми формами искажения и вырождения государства или, еще точнее, с антигосударствами или лжегосударствами.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Народный социологический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|