«ГОСУДАРСТВО» или «О справедливости»

диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть кн. 1 (за исключением введениярамки), по-видимому, представляет собой диалог раннего периода, называемый иногда «Фрасимах». Кн. 2-10 относятся к зрелому периоду (написаны после «Федона», но до «Теэтета», завершены к 374 до н. э.). Гл. участники диалога - Сократ, Кефал, Главков, Адимант и Полемарх. Диалог последовательно развивает единую тему - «о справедливости»; с этой т. зр. его можно разделить на шесть частей.

В 1-й ч. (кн. 1) - постановка вопроса о справедливости и невозможность его разрешить методами традиц. сократовского определения понятий. Поэтому во 2-й ч. (кн. 2, 357а-367е) собеседники приходят к необходимости найти особый метод исследования: мысленный эксперимент.  Провоцируя Сократа, Главкон предпринимает такое рассуждение: справедливость - условность, с к-рой мирится тот, кто, не имея сил и не смея творить несправедливость, хотел бы по возможности не испытывать зла от чужой несправедливости; если дать полную волю справедливому и несправедливому, они будут вести себя одинаково - несправедливо, при этом за несправедливым - в качестве величайшей несправедливости - следует закрепить славу человека величайшей справедливости, поскольку он пойдёт на всё, чтобы этой славы добиться; другой, к-рому мысленно оставлена только справедливость, должен быть лишён всего, в т. ч. и славы справедливости. Мысленный опыт Главкона продолжает его брат Адимант: быть справедливым - тяжело и обременительно, а несправедливым - легко и приятно; даже признающие справедливость делают это ввиду пользы, приносимой славою справедливости при жизни и после смерти (мифы о загробных воздаяниях); к тому же, соблюдая поддельные приличия, мы можем обмануть не только людей, но и богов; поэтому нужно определить воздействие справедливости как таковой на душу человека и - независимо от того, как это оценят люди и боги - показать, что она - величайшее благо, а несправедливость - величайшее зло.

3-я ч. (кн. 2, 368а - кн. 4, 445е): поскольку справедливость и несправедливость явственней всего проявляются не в отд. человеке, а в гос-ве, и поскольку гос-во и человеч. душа имеют аналогичное строение, Сократ предлагает очерк идеального гос-ва: побудит. причина создания гос-ва - многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворить их в одиночку; необходимо защищать гос-во, а для защиты - воспитать особое сословие стражей; средство их воспитания - гимнастика и музыка (поэзия); три сословия граждан - правители, стражи, земледельцы и ремесленники - соответствуют трём частям души - разумной, аффективной и вожделеющей, причём им соответствуют три добродетели - мудрость, мужество и

сдержанность; 4-я добродетель - справедливость - есть выполнение каждым соответствующей ему в гос-ве функции.

4-я ч. (кн. 5-7) - попытка указать средства, позволяющие воплотить идеальное гос-во в жизнь; необходимо установить общность жён и детей у стражей, лишить их собственности, с детства воспитывать в них воинскую доблесть; во главе гос-ва должны стоять философы, от природы способные познавать бытие и истину, достигнуть идеи блага, к-рая, будучи за пределами бытия, так же сияет в мире умопостигаемом, как в мире видимом - солнце; путём сравнения здешнего мира с пещерой Сократ показывает, насколько трудно обратиться к созерцанию идей прекрасного, справедливого и доброго; однако это необходимо правителям гос-ва, и направить их к этому могут искусство счёта, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.

5-я ч. (кн. 8-9, 576 Ь) посвящена несправедливому обществ. устройству (тимократия, олигархия, демократия, тирания). 6-я ч. (кн. 9, 576 b - кн. 10) показывает, что справедливые счастливее несправедливых, т. к. они получают большее и более подлинное удовольствие и в этой и в загробной жизни (миф о загробном воздаянии - видение Эра).

В «Г.» развито учение Платона об обществе и гос-ве, бытии и познании, изложены этич., психологич. и педагогич. взгляды. Через весь трактат проходит параллель души и гос-ва: глядя на идеальный образец гос-ва, справедливый человек должен задуматься над тем, как ему устроить самого себя (592b). Предлагая каждому в собств. душе построить образцы абс. справедливости и несправедливости, Платон, однако, нарушает заданное им же требование мысленности эксперимента: он не только в самом диалоге рассмотрел возможность осуществления идеального гос-ва, в силу чего с «Г.» оказалась связанной позднейшая традиция новоевроп. утопии, но и попытался осуществить его в действительности (поездка с этой целью в Сицилию), что отличает также его учеников и последователей (ср. Аристотеля - воспитателя Александра Македонского, Цицеронаполитика, Марка Аврелия - философа на троне, Плотина с его проектом Платонополиса, императора Юлиана Отступника, последних афинских неоплатоников, отправившихся во главе с Дамаскием к перс. царю Хосрову).

По образцу «Г.» Платона написано «Г.» Цицерона (видению Эра соответствует сон Сципиона, комментируемый в 5 в. неоплатоником Макробием). Спец. комментарий к «Г.» составил Прокл. На араб. яз. в 9 в. «Г.» перевёл Хунайн ибн Исхак. Под влиянием «Г.» написан «Трактат о взглядах жителей добродет. города» Фараби. Комментировал «Г.» Ибн Рушд.

Просмотров: 1558
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ»
  • «ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА»
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Д.Юм об обществе, справедливости, собственности, морали, религии
  • ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ЭВМ
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ОБРАЩЕНИЕ К ЧУВСТВУ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  • Правило справедливости
  • Право справедливости
  • СПРАВЕДЛИВОСТИ ТЕОРИЯ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • Справедливости теории
  • Справедливость
  • Справедливость
  • Справедливость
  • Справедливость
  • ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ В УПРАВЛЕНИИ
  • Теория справедливости
  • Теория справедливости
  • Теория справедливости Джон Роулс
  • Чувствительность к справедливости
  • Чувство справедливости
  • Чувство справедливости



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь