|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СПРАВЕДЛИВОСТЬморальный и политико-правовой принцип, устанавливающий меру отношений между людьми, а также между обществ, институтами и гражданами. Как универсальный критерий поведения С. основывается на идее равенства. Это нашло отражение уже в одной из первых формулировок принципа С., фиксирующей отношения взаимного воздаяния, закреплённых в институте кровной мести: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе» (правило талиона), иными словами, возмездие (месть). должно быть непременным, но не превышающим нанесённого ущерба. С развитием нравственно-правового сознания мера воздаяния ограничивается требованием непричинения зла и воздержания даже от ответной несправедливости. В самом общем этич. плане С. состоит в ненанесении обид, сохранении беспристрастности, уважении законных прав человека, в воздаянии по заслугам (в частности, выражении благодарности благотворителю), соблюдении договоров (соглашений). и принятых обязательств, выполнении установлений, в почитании того, что достойно. Принято различать уравнивающую (коммутативную). и распределяющую (дистрибутивную). С. Первая относится к обмену, купле-продаже, взятию и возвращению кредита и т. п. и предполагает, что за равное воздаётся равным; вторая - к вопросу о положении и заслугах человека и имеет в виду, что каждому воздаётся по заслугам. В правовом плане С. заключается в том, что каждый нарушитель закона отвечает за свои поступки и преступления, а гос-во берёт на себя обязательство охраны граждан от покушения на их здоровье, жизнь, имущество, гарантирует соблюдение их гражд. прав. Нормативно-ценностное содержание С. изменчиво и определяется гл. обр. социальным идеалом. В совр. полит. теориях принято различать либертарианское понимание С., согласно к-рому высш. С. заключается в предоставлении человеку полной свободы действий в рамках закона; социалистич. понимание (социал-демократическое), означающее социальное равенство людей; либеральное понимание, предполагающее установление такого баланса между равенством и свободой граждан, к-рый ведёт к наиб. благу людей; коммунитарное понимание, в соответствии с к-рым С. - это соблюдение принятых ценностей и увеличение собств. блага. Р. Г. Апресян.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|