|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ- отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной структуры общества и его культурой , определяет социальное положение и общественную роль учителя (преподавателя) в обучении и воспитании подрастающего поколения. Формирование С.О. как самостоятельной дисциплины начинается с трудов Э. Дюркгейма , который подчеркивал, что основная функция О. - передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Существенный вклад в становление С.О. внесли К. Маркс , Дж. Дьюи, Т. Парсонс , Р. Коллинз, П. Бурдье , А. Турэн и другие выдающиеся социологи 19-20 вв. К. Маркс, в частности, раскрыл связь содержания и функций О. с классовой структурой общества. Р. Коллинз показал, каким образом различные статусные группы влияют на развитие О., на формирование его различных стандартов. Т. Парсонс с позиций структурно-функциональной теории проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы. А. Турэн проследил взаимодействие системы О., особенно университетов, с ее социокультурной средой. Российские социологи М.Н. Руткевич , Л.Н. Коган , Ф.Р. Филиппов , В.Н. Шубкин и др. исследовали роль системы О. как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала социальной мобильности . Белорусские социологи Н.И. Латыш, А.И. Левко , В.А. Клименко выяснили особенности организации национальной системы О. и роль последнего в трансформирующемся обществе. На современном уровне своего развития социология исследует О. в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах: 1) как процесс формирования у индивидов, включенных в то или иное звено О. (учащихся, студентов), системы знаний о мире, в котором они живут и действуют; 2) как процесс цивилизационно-культурных изменений общественного сознания; 3) как мощный фактор социализации личности , ее воспитания; 4) как своеобразная феноменология личностного сознания, его развития и практической реализации. Показывая неразрывную связь О. с динамикой социально-экономических, социокультурных и политических изменений в обществе, социология исходит из того, что даже в самых кризисных моментах общественного развития система О. обладает относительной устойчивостью и стабильностью. Это обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства, социальных общностей и индивидов, хотя сам процесс такого воспроизводства может переживать весьма существенные трансформации. Разумеется, относительная устойчивость системы О. ни в коем случае не исключает динамических изменений в ее функционировании, а, напротив, предполагает их. Хорошо известно, например, что в античной Греции в системе О. основное внимание уделялось изучению изящных искусств, а в Древнем Риме акцент делался на подготовке государственных деятелей и военачальников. В средневековой Европе в центре внимания всей образовательной деятельности находилось усвоение христианского вероучения, а эпоха Возрождения сконцентрировала интерес на изучении литературы и искусства. Начиная со второй половины 20 в. на гребне выдающихся достижений, связанных с развертыванием научно-технической революции основной упор делался на изучение естественно-научных дисциплин, прежде всего математики, физики, радиоэлектроники и т.п. А после развала Советского Союза на огромном постсоветском пространстве, в том числе в Беларуси, стали стремительно возрастать контингенты студентов, изучающих психологию, право и экономику. Все эти перемены в содержании О. непосредственно связаны с происходившими в тот или иной период социально-экономическими изменениями, с господствующими в определенную эпоху системами ценностей и ценностных ориентаций, наборов наиболее престижных социальных статусов и социальных ролей . В современном обществе, совершающем переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному, информационному, социальная значимость и роль О. резко возрастает, а набор его функций существенно увеличивается. О. становится не только процессом и результатом приобретения знаний, умений и навыков в учебных заведениях или путем самообразования, но и процессом разностороннего развития человека, осознания им самого себя в окружающем мире. По утверждению выдающегося немецкого философа-экзистенциалиста М. Хайдеггера, настоящее О. предназначено создавать, удерживать и возобновлять все богатство культурно-исторических и духовных ценностей, охватывать духовность человека в целом, открывать его сущность и достоинство, сохранять истину и тайну бытия. Поэтому в своем широком социальном контексте О. предстает как культурное пространство, которое охватывает своими рамками не только отдельных индивидов, но и семью, группы сверстников, разнообразные учебно-воспитательные и внешкольные учреждения и организации, социально-педагогическую структуру (издание учебной литературы, специализированных журналов, проведение педагогических чтений, конференций, симпозиумов и т.п.), образовательные процессы в системе производства и в общественно-культурной жизни (деятельность различных курсов подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации, лекториев и т.д.), разнообразные формы самообразования и др. Одним словом, О. как социальный институт охватывает собой все звенья и уровни многогранной социальной системы, в которой формируется, возобновляется и совершенствуется интеллектуально-творческий и профессионально-квалификационный потенциал народа. Для социологического исследования образовательной деятельности существенное значение имеет выделение основных структурных компонентов системы О. Обычно в О. как процессе усвоения и передачи знаний, умений и навыков выделяют два взаимосвязанных структурных компонента. Первый из них, исходный, базисный составляет процесс обучения, в результате которого учащиеся овладевают не только знаниями, но и элементами культуры. По словам Т. Парсонса "обучение в широком смысле означает включение стандартных элементов культуры в систему действий отдельного индивида". С точки зрения теория действия, подчеркивает он, важно выделить, каким образом вполне устойчивая культурная система может быть связана с характеристиками как личности, так и социальной системы, чтобы обеспечить полное соответствие между стандартами культурной системы и мотивацией отдельных действующих лиц данной системы. Вот здесь-то и раскрывается более широкий в социальном смысле подход социологии к анализу процесса обучения по сравнению с педагогикой . Педагогика рассматривает этот процесс преимущественно как усвоение учащимися под руководством учителя определенных знаний, умений и навыков. Социология же выясняет, каким образом в процессе обучения определенные наборы знаний, культурных стандартов, умений и навыков их реального применения в различных жизненных ситуациях превращаются в ценностные ориентации и поступки индивидов, как все это обусловлено не только стандартами О. и культуры, но и мотивацией поведения отдельных личностей, особенностями их включения в определенную социальную систему. Вторым важнейшим компонентом системы О. являются процесс воспитания, который может быть изолирован от процесса обучения только в целях более углубленного его изучения. Воспитание представляет собой процессе целенаправленного воздействия на развитие личности в целях усвоения ею ценностей культуры и знаний, социального опыта, стандартов поведения, необходимых для подготовки индивида к активной трудовой, общественной и культурной деятельности. Воспитание является одним из необходимых условий продолжения, возобновления и развития общественного производства, всех сфер существования человека и функционирует, по словам К. Маркса, в качестве сферы практических социальных отношений. Оно всегда неразрывно связано со специфическими особенностями каждой конкретно-исторической ступени развития общества, с господствующей в нем системой ценностей, стандартами культуры, морали, повседневного поведения людей. Поэтому по своему конкретному содержанию, целям и задачам, организации и методам воспитание изменяется в зависимости от изменения социально-экономической, политической и духовной ситуации, в которой оказываются общество, входящие в его состав социальные общности и группы. В структуре О. обычно выделяют также общее, профессиональное, высшее О., техническое и гуманитарное О., самообразование. В зависимости от объема и сроков обучения различают общее О. с тремя его уровнями - начальным, базовым и средним; профессиональное О. - допрофессиональную (профессиональная ориентация, отбор) и среднюю профессиональную подготовку (профтехучилище); высшее О. - подготовку специалистов высшей квалификации для разных отраслей науки, техники, культуры, здравоохранения и др.; О. взрослых - самообразование. В зависимости от формы обучения О. подразделяется на дневное (стационарное), вечернее и заочное. В зависимости от отношения к церкви оно может быть светским (независимым от влияния церкви) или конфессиональным (под контролем церкви). Развертывание научно-технической революции предопределило в середине 1950-х формирование системы непрерывного О. Основными условиями его становления являются: широкое распространение научных и культурных знаний; необходимость подготовки не только молодежи, но и взрослого населения к изменяющимся условиям социально-экономического и социокультурного развития; желательность получения дополнительного общего О. для расширяющихся контингентов граждан; необходимость профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров на всех ступенях системы О. Под системой непрерывного О. понимается не только постоянный процесс общей и профессиональной подготовки индивида в течение всей его жизни. В этом виде О. основная подготовка дополняется переподготовкой и повышением квалификации, соединением общего и профессионального обучения, дополняемого освоением основ определенного вида производства. В общем механизме развития общества О. как более или менее самостоятельная система тесно взаимодействует со всеми остальными социальными системами, но наиболее плотно - с производством, наукой и культурой. Это усиливающееся взаимодействие обусловлено тремя главными задачами О.: 1) помочь подрастающему поколению лучше понять тот мир, в котором оно живет и будет жить и трудиться; 2) создать благоприятные условия и возможности, чтобы учащиеся овладели ценностями доминирующей в обществе культуры, нравственными, правовыми и иными нормами, стандартами поведения; 3) подготовить учащихся к активному участию в производственно-трудовой и иных сферах общественной жизни. Для социологии весьма существенное значение имеет выяснение особенностей взаимодействия О. с социальной структурой общества. Это обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, социальная структура общества, воплощающая в себе сложившиеся общественные отношения, в огромной мере влияет на содержание О., на его уровни и темпы развития. С другой стороны, развитие О., особенно специального и профессионального, оказывает решающее воздействие на динамику социальной структуры, изменение в нем положения и роли рабочих, интеллигенции и других социально-профессиональных групп, на развитие социальной мобильности , переливы индивидов и групп из одних социальных статусов в другие. Изучая систему О. в ее развитии и функционировании, социология придает первостепенное значение вычленению основных социальных функций образовательной деятельности, выяснению их содержания, особенностей и форм проявления. Одна из основных социальных функций системы О. заключается в передаче подрастающему поколению накопленных знаний. Эта функция осуществляется через деятельность семьи, дошкольных детских учреждений, школы, других типов учебных заведений. Вторая важная функция системы О. состоит в том, что она обеспечивает преемственность социального опыта. Передаваемые от поколения к поколению знания, умения и навыки, предстают перед современниками как предметно воплощенные человеческие усилия, нормы, эстетические вкусы, нравственные ценности, приемы мастерства, транслятором которых выступает обучение и воспитание. Закрепленный в знаниях, умениях и навыках, человеческий опыт, осуществляясь в конкретных действиях, остается в настоящем, но одновременно актуализирует в себе прошлое и содействует формированию будущего. Третьей важной функцией О. является усвоение ценностей господствующей культуры. Т. Парсонс отмечает, что несмотря на большие способности человеческого организма к обучению и к созданию культурных элементов, ни один индивид сам по себе не в состоянии создать культурную систему. Дело в том, что главные образцы культурных систем изменяются только на протяжении жизни многих поколений, их всегда придерживаются относительно большие группы людей, в силу чего они и становятся доминирующей культурой данного общества. Поэтому каждый отдельный индивид, какими бы большими творческими способностями он ни располагал, только научается благодаря действию различных звеньев системы О. доминирующим в обществе образцам культуры, являющимся по существу "высокоустойчивыми структурными органами", органично связанными с "познавательными элементами действия" в сфере О. Отсюда становится ясным, что четвертая функция О. проявляется в раскрытии и развитии способностей личности. Способности, являющиеся индивидуально-психологическими особенностями личности и составляющие предпосылки успешного выполнения ею того или иного вида деятельности, выявляются и развиваются в процессе обучения и воспитания, в чем решающую роль играют различные звенья системы О. Пятая функция О. раскрывается в процессе социализации личности, в накоплении и развитии ее духовного, интеллектуального и социального потенциала. Социализирующая функция О. воплощается в том, что вхождение формирующейся личности в мир социума в качестве активного и деятельного члена сообщества (общности) происходит через внедрение в структуру сознания и деятельности индивида распространяемых и усваиваемых в процессе обучения и воспитания знаний, умений, навыков, ценностей культуры и соответствующих им стандартов поведения. Социализирующая роль О. проявляется и в том, что те или иные его виды и ступени становятся особенно престижными на определенных этапах развития общества, побуждая детей и их родителей выбирать определенный жизненный путь формирующейся личности, связанный с приобретением профессии офицера, адвоката, менеджера и т.п. Здесь мы подходим к вычленению шестой важной функции О. - содействовать продвижению индивидов с определенным уровнем образованности к более высокому социальному статусу и оказывать тем самым существенное влияние на социальную мобильность в обществе. Если в средневековой Европе знаковыми носителями высокого социального статуса считались родство, богатство, рыцарские "доблести" (физическая сила, храбрость, изысканность одежды и украшений и т.п.), то в эпоху развития индустриального, капиталистического общества при сохранении высокой значимости богатства важные статусные характеристики человеку начинают придавать хорошее О. и воспитание, обучение в престижном учебном заведении, складная речь, владение иностранными языками, предприимчивость. По мере продвижения к обществу постиндустриального типа социальная значимость высокой образованности как знакового маркера (определителя) высокого социального статуса личности возрастает. А это оказывает существенное влияние на социальную мобильность в обществе, в котором высоко ценится О., полученное в престижном университете: Кембриджском или Оксфордском (Англия), Сорбоннском (Франция), Гарвардском (США). Разумеется, сама по себе учеба в престижном университете еще не свидетельствует об уровне способностей и возможностей того или иного индивида, но в современном обществе, где одним из признаков принадлежности к высшему социальному слою становится так называемое "престижное потребление", сфера такого потребления распространяется и на определенные типы учебных заведений, специальностей и профессий, овладение которыми осуществляется через систему О. Исходя из изложенного выше, мы сможем выделить еще одну важную социальную функцию О. Она заключается в том, что функционирование образовательной системы представляет собой специфическое капиталовложение в будущее. Определенный уровень О. не является неким предметом или вещью, которую овладевший этим уровнем человек может употреблять немедленно вместе с получением диплома. Скорее такой уровень представляет данному индивиду возможности, которые позволяют ему затраченные в годы учебы усилия реализовать в успешной деятельности - по избранной профессии в будущем. Общество же в целом заинтересовано дать подрастающему поколению необходимый для его успешной и самостоятельной деятельности в будущем образовательно-интеллектуальный потенциал. Именно поэтому оно время от времени осуществляет реформирование системы О. в целом или его отдельных звеньев в связи с изменившимися социально-экономическими, социокультурными условиями. Содержание, структура и функции О. не остаются неизменными, а видоизменяются в связи с теми изменениями, которые происходят в развитии науки, техники, культуры, материального производства, в социальной структуре общества в свойственной ему системе ценностей. Динамика этого процесса такова, что коренные сдвиги в науке, технике и производстве не только опережают изменения в содержании О., но и протекают гораздо более быстрыми темпами. Иными словами, образуются своеобразные "ножницы" между стремительно уходящей вперед наукой, следующими за ней техникой и производством, с одной стороны, и отстающим от них О. Чтобы О. оставалось на уровне требований, диктуемых определенным уровнем развития общества, размах этих "ножниц" должен быть сведен к возможному минимуму, в чем решающую роль играет изменение содержания О., приведение его в соответствие с достигнутым уровнем науки, техники, производства, культуры и перспективами их дальнейшего развития. Для решения этой сложной задачи осуществляется реформирование системы О. Опыт реформирования системы О. в различных странах насчитывает более четверти века. Одной из самых нашумевших концепций такого реформирования явилась изданная в США в 1971 книга И. Иллича "Общество без школы". В этой книге утверждалось, что современная школа напоминает казарму, которая стрижет всех под одну гребенку, не развивает познавательные способности учащихся и умение самостоятельно мыслить, а приучает к стандартным ответам на стандартные, далекие от реальной жизни вопросы. Чтобы избавиться от этих недугов, считал И. Иллич, необходимо сегодняшнюю школу - казарму заменить такими учебными заведениями, в которых бы создавалась "праздничная атмосфера", связанная с тем, что детей обучают любимому делу, а не навязывают им идеи и стандарты, которые их не вдохновляют. Это должны быть частные школы, обладающие широкой автономией в определении своих программ, где учащихся обучают грамоте или определенным профессиональным навыкам, а при поступлении на работу у юноши или девушки работодатели не должны интересоваться, какую школу он закончил, какие оценки получал, а ограничиваться лишь подлинной компетенцией данного человека. Однако реформирование системы О. в развитых странах (США, Японии, Германии и др.) пошло по другому пути, не столь радикальному. Этому в сильной степени содействовал и опыт в развитии О., накопленный в Советском Союзе, который был широко использован в этих странах после ошеломившего весь мир, особенно США, запуска первого космического спутника Земли в 1957. Использование этого опыта и его развитие привели к тому, что, во-первых, резко возросли расходы на О. (в США, например, с 4 до 10 процентов валового национального дохода), во-вторых, было осуществлено совершенствование содержания О., насыщение его элементами, отражающими современные достижения науки, техники и производства (математизация, компьютеризация и др.); в-третьих, значительно расширены масштабы среднего и высшего О.; в-четвертых, увеличены сроки обучения в средней школе до 12 лет. Сложные процессы реформирования системы О. протекают в обществе, переживающем глубинные социально-экономические и политические трансформации, в том числе и в Беларуси. Решающее воздействие на эти процессы оказывают два важнейших фактора. Первый из них - становление государственной независимости Беларуси, обусловившее необходимость организации собственной национальной системы О., которая становится основной сферой формирования интеллектуально-духовного потенциала белорусского народа, основой социального, экономического и культурного прогресса в обществе. Второй фактор коренных сдвигов в О. - развитие рыночных отношений, предъявляющих качественно новые требования к уровню обучения и воспитания молодежи, к квалификации специалистов, подготавливаемых различными звеньями системы О. Взаимодействие этих двух факторов вызывает существенное изменение как в содержании, так и в структуре О. Изменения в содержании обучения воплощаются прежде всего в развертывании двух разнонаправленных тенденций. Одна из них заключается в математизации и компьютеризации различных звеньев и уровней системы О.: испытанные многовековым опытом традиционные средства обучения школьников и студентов - устное и печатное слово преподавателя, профессора - все более широко и активно дополняются компьютерными классами, телевизионными лабораториями, лингофонными кабинетами, видеотеками и другими новейшими учебными средствами. Одновременно набирает темпы и увеличивает свои масштабы другая тенденция - гуманитаризация всех звеньев и уровней системы О. Она осуществляется не только через расширение сетки часов обязательного преподавания в школах, техникумах, вузах дисциплин гуманитарно-социологического цикла, но и создание в учебных заведениях гуманистически ориентированной среды, содействующей включению формирующейся личности в этнонациональные и мировые культурно-познавательные и цивилизационные изменения, посредством которых конституируется мир жизненных и культурных ценностей в контексте межпоколенной трансляции культуры посредством различных уровней О. Целью гуманитаризации О. становится формирование у обучающихся новых, подлинно гуманных ценностных ориентаций, позволяющих человеку ощущать себя социально и духовно свободной личностью, имеющей право выбора идеалов, мировоззрения, убеждений, политических позиций, всего уклада жизни, реализовать свои способности в сфере научного, технического и художественного творчества, понимания и правильной оценки прекрасного в жизни и искусстве. Одновременно с изменением содержания О. в трансформирующемся обществе изменяется и структура системы О. С начала 1990-х возникают и развиваются новые структурные элементы системы О.: гимназии, лицеи, специализированные школы. Происходят структурные изменения и в структуре высшей школы: расширяется сеть учебно-производственных комплексов, учебно-научно-производственных комбинатов, соединяющих обучение с наукой и производством. Ряд высших учебных заведений реорганизуются в отраслевые университеты и академии (например, аграрно-технологический университет, академия музыки, политехническая академия). Возникают негосударственные высшие учебные заведения. Вместе с тем функционирование системы О. в обществе, переживающем глубокий социально-экономический кризис, сталкивается с серьезными трудностями. Все звенья и уровни системы О. испытывают недостаток финансовых средств, новых современных учебников, учебного оборудования. Существует рассогласование между реальной моделью О. и общественной потребностью в количестве выпускаемых специалистов, наборе предлагаемых специальностей, качестве подготовки. Это можно считать следствием того, что административные методы менее эффективно регулируют отношение между социальным запросом и "педагогическим предложением", чем рыночные механизмы. Недостаточное финансирование высшей и средней школы ограничивает возможности информационного обмена в плане ознакомительных поездок, стажировок, закупки литературы, оборудования и т.п. Возникает эффект оторванности, изоляции преподавательского корпуса от передового образовательного опыта других стран. Девальвируется социальный престиж образованности и интеллектуальной деятельности учителей и научно-педагогического персонала. Реальные пути и перспективы преодоления кризисных явлений в системе О. предусматриваются комплексной программой развития О. и воспитания в Беларуси на период до 2000 и на более отдаленную перспективу. В современных условиях дальнейшая гуманизация О. становится ведущей тенденцией, в значительной мере влияющей на цели, формы и методы современного обучения. В условиях быстрой смены технико-технологических циклов основной формой станет дистантное (продолженное) обучение, продолжающееся на протяжении всей жизни человека. Раннее выявление и развитие профессиональных способностей и внедрение комплексной системы обучения позволит оптимизировать адаптацию школьника в вузе и выпускника вуза на производстве. Все эти реформационные нововведения позволят существенно повысить эффективность деятельности образовательной системы, ее роль как специфического социального института в экономическом, политическом и духовном развитии современного общества. Е.М. Бабосов
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|