СЕМИОСОЦИОПСИХОЛОГИЯ, или семиосоциопсихологическая парадигма

(далее - ССП), разработанная Т.М. Дридзе , рассматривает социальную коммуникацию как обмен действиями порождения и интерпретации текстов, т.е. как текстовую деятельность, в ходе которой выясняется, способны или не способны люди понимать друг друга. Является составной частью парадигмы экоантропоцентрической социологии , исследующей социально значимые процессы в системе "человек - среда". Сама возможность человеко-средовых интеракций осуществляется благодаря социальной коммуникации, которая исследуется в ССП, с одной стороны, как универсальный социокультурный "механизм", ориентированный на взаимодействие социальных субъектов (а соответственно, на воспроизводство и динамику социокультурных норм и образцов такого взаимодействия), а с другой - как интенциональную и целеобусловленную деятельность, осуществляемую людьми в контексте проблемных жизненных ситуаций, лежащих у истоков любых социально значимых проблем.

ССП исходит из того, что для анализа коммуникационных процессов категорий "речь" и "дискурс" недостаточно - тому и другому уподобляется категория "текст", в которой основное внимание фокусируется не столько на том, "о чем?", "что?" и "как?" говорится в тексте, сколько на том, "почему?" и "радио чего?" этот текст порождается, т.е. в чем состоит коммуникативное намерение его создателя, каким образом он это намерение объективирует и сколь адекватно это намерение интерпретируется партнерами по коммуникации. Такой подход открывает возможности для диагностики состояния и регулирования качества взаимодействий людей друг с другом.

Знаковый характер социальной коммуникации отнюдь не означает возможности ее сведения к обмену речью. Знаки, в том числе и словесные, не только "замещают" реальные объекты, но и задают программу деятельности и поведения своим истолкователям. Иными словами, знаки не просто ментальны - они коммуникативны по своей природе и функции. Через разные сочетания знаков задаются алгоритмы "коммуникативных игр". "Играя" коммуникативными знаками, вводя их в те или иные связи (а смысловая информация кроется именно в этих связях) и преобразуя согласно замыслу общения накопленное знание, люди формируют знаки более высокого порядка - тексты.

Включая разные по сложности знаки в многоступенчатые информативные связи, способствующие осуществлению определенной, пусть не всегда четко формулируемой, но все же намеченной цели общения, человек порождает мотивированное и в силу этого обстоятельства целостное содержательно-смысловое образование как культурный объект и единицу общения. Здесь запечатлевается образ коммуникативно-познавательных намерений автора, а значит, и программа по их осмыслению. Это иерархическая коммуникативная единица, при порождении которой кристаллизуется внутренняя потребность субъекта в реализации того или иного коммуникативного намерения, и является собственно текстом-сообщением, возникающим как равнодействующая по меньшей мере трех сил (факторов): 1) проблемной жизненной ситуации субъекта (стечения значимых для индивида жизненных обстоятельств, воспринимаемых им в виде "проблемного синдрома", требующего разрешения с помощью тех или иных средств); 2) его намерений (мотива как внутреннего побуждения в сочетании с искомым результатом спонтанного или отрефелексированного проявления активности; 3) избранной им технологии, т.е. набора приемов воплощения своего коммуникативно-познавательного замысла.

Трактовка текста как иерархически организованной структуры коммуниктивно-познавательных программ, цементируемой общей концепцией или замыслом (коммуникативной интенцией) партнеров по общению, а текстовой деятельности как механизма социокультурной коммуникации, содержит идею опредмечивания в актах знакового общения специфической потребности социальных субъектов в диалоге и партнерстве, а значит, наличия нравственной установки и навыков идентификации (самоотождествления) с проблемной жизненной ситуацией других субъектов. Лишь на базе такой идентификации возможен смысловой контакт, когда благодаря адекватному истолкованию коммуникативных замыслов при обмене действиями порождения и интерпретации текстов-сообщений возникает "эффект диалога", взаимная ситуационная идентификация партнеров по общению, которая приводит к совмещению в их сознании "смысловых фокусов" (коммуникативных доминант) порождаемого и интерпретируемого текстов. Иными словами, речь идет об эффекте "моносубъектности" как платформе для взаимопонимания и диалога в любом переговорном процессе, как бы широко ни трактовалось понятие "переговоры".

"Эффект диалога" как смыслового контакта, основанного на способности и стремлении субъектов к адекватному истолкованию коммуникативных намерений партнеров по общению, является ключевым для ССП концепции социально-коммуникативного процесса. Поэтому наряду с понятием "коммуникация" здесь используются понятия "псевдокоммуникация" (попытка диалога, не увенчавшаяся адекватными интерпретациями коммуникативных интенций) и квазикоммуникация (т.е. ритуальное действо, подменяющее общение и не предполагающее диалога по исходному условию).

В режиме диалога с другими людьми формируются установки личности, ее картина мира, осуществляется обмен идеями; люди узнают о существовании различных черт характера, склонностей и интересов. В диалоге, как непосредственном, так и опосредствованном существующими в современном обществе системами коммуникации, люди усваивают социальный и культурный опыт, который включают в свою повседневную жизнедеятельность. Диалог способствует формированию и поддержанию групповых (ассоциативных) структур. А его нарушение влияет на изменение и разрушение этих структур. Следовательно, диалогичность общения играет чрезвычайно важную роль не только среди других компонентов образа жизни людей, но и в системе человеко-средовых метаболизмов, а значит, и социокультурного воспроизводства как такового.

Итоги экспериментов обнаружили весьма широкую распространенность "смысловых ножниц", которые в самом общем виде могут быть описаны как ситуации возникновения "смыслового вакуума", вызванного несовпадением "смысловых фокусов" в ходе текстовой деятельности партнеров по общению.

При анализе процессов общения в ССП различаются такие формы человеческой активности, как поведение и деятельность. В качестве существенных признаков такого различия выделяется уровень мотивации, сопутствующий созданию текста, и соответствующая ему мера осознания этой мотивации коммуникатором. Отличительной особенностью "поведения" в таком случае оказывается его спонтанность и стереотипность при отсутствии стремления (а часто и необходимости) к осознанию мотивов тех иных поведенческих актов, в то время как "деятельность" - осознанно мотивированная активность. Речевые умения и навыки, т.е. автоматизмы, от "качественности" которых зависит, быть ли адекватному и эффективному общению людей в любых ситуациях, формируются в процессе интенционального, т.е. мотивированного и целенаправленного, обмена действиями порождения и интерпретации текстов как целостных, иерархически организованных коммуникативно-познавательных единиц.

Эффективность процессов коммуникации определяется не только особенностями текстовой деятельности коммуникатора, но и социоментальными (семиосоциопсихологическими) характеристиками партнеров по общению. Таковыми характеристиками являются уровень коммуникативно-познавательных умений и перцептивной готовности партнеров по общению, наличие навыков адекватного цели общения оперирования текстуально организованной смысловой информацией. Выступая как условный группообразующий социально-психологический признак, эти характеристики существенным образом влияют на меру адекватности интерпретации коммуникативной интенции, или мотивов и целей коммуникатора, а значит, и на саму возможность диалога.

ССП открывает богатые возможности для исследования вопросов генезиса и становления социоментальных групп, т.е. групп людей, сходным образом интерпретирующих текстуально организованную информацию, а также особенностей личностного сознания и ситуационных факторов, определяющих их место в социокультурном пространстве-времени. Особый интерес в этом смысле представили бы многоступенчатые исследования интерпретаций, полученных на выборках текстов, репрезентирующих разнообразные сферы материально-практической, культурно-информационной и идеологической деятельности.

В рамках ССП разработан новый исследовательский метод анализа процессов общения - метод интенционального (мотивационно-целевого анализа) , благодаря чему открываются перспективы для сбора полезной информации о механизмах взаимодействия людей и целых сообществ; о путях их рациональной или, напротив, иррациональной организации и мотивах сплочения; о путях формирования мнений, как индивидуальных и групповых, так и общественного мнения; о механизмах социализации людей и становлении тех или иных ценностных ориентаций; о роли и месте средств массовой коммуникации в формировании картины мира, а также в общей системе управления социально значимыми процессами.

Т.З. Адамьянц

Просмотров: 1134
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АННОТАЦИЯ КАК ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ТЕКСТ МОНОГРАФИИ
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Группа как субъект общения
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • Знание как деятельность
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Мобильный телефон как средство общения
  • МЫШЛЕНИЕ КАК «ВНУТРЕННЯЯ» АКТИВНОСТЬ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЗНАНИЕ  КАК  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Расположенность к общению на том или другом языке
  • Расставание как феномен общения
  • Рефлексия как механизм общения
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Человек как ученый
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь