совокупность приемов и методов, направленных на диагностику и изучение способностей человека к общению. Способность к общению — один из наиболее социально обусловленных видов способностей, проявляющихся в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т. е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими. Способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются организаторские и коммуникативные качества, которые позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми. Большое значение1 в общении имеют такие качества, как эмпатия (способность понять другого человека, сопереживать вместе с ним), коммуникативная компетентность (коммуникабельность), направленность личности (на себя или на окружающих), правильное использование разнообразных средств общения (как вербальных, так и невербальных), учет ведущей репрезентативной системы партнера по общению и др. Препятствует общению, как правило, чрезмерный уровень агрессивности человека (А. В. Батаршев). Для П. с. к. о. может использоваться большой набор методик. Так, методики оценки организаторских и коммуникативных качеств (методика КОС-2 Б. А. Федоришина, тестопросник Л. П. Калининского, тест Лири и др.) позволяют выявить такие черты личности как деловитость, уверенность в себе, требовательность, стремление к доминированию, уровень притязаний личности, силу воли и др. Важное значение для определения способности к общению имеют методики самооценки личности: И. Я. Киселева (предназначена для оценки степени выраженности деловых и личностных качеств менеджера); методики определения локуса контроля С. Р. Пантелеева — В. В. Столина и М. Рокича; методика Q — сортировки В. Стефансона, позволяющая определить основные тенденции поведения человека в реальной группе и др. Для оценки уровня эмпатии могут быть использованы методики А. Мехрабиена и Н. Энштейна, В. В. Бойко, И. М. Юсупова и т. д. Для изучения процессов диадного взаимодействия широко используется игровая методика «Дилема узника», уровень агрессивности можно оценить с помощью методик А. Ассингера и А. Басса — А. Дарки. Степень взаимоотношений в коллективах оценивается с помощью социометрических методик.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.