ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

(evolutionary theory) - 1. Объяснение происхождения, развития и многообразия биологических видов, предложенное Чарльзом Дарвином и Альфредом Расселом Уоллесом (1823—1913). 2. Объяснение социального изменения с точки зрения принципов Дарвина. Работа Дарвина повлияла на многих социальных теоретиков прошлого века, включая Моргана, Хобхауса, Тайлора, Уорда и Спенсера (хотя последний также ввел эволюционные понятия в собственную теорию — см. Выживание сильнейших). Международный подъем британской экономики и политики во время Викторианской эпохи создал социальную атмосферу и интеллектуальный климат, особенно восприимчивый к идеям прогресса. Теория Дарвина, которая обозначала эти тенденции в качестве особенности биологического развития, была долгожданной идеей, ибо имперская мощь Англии и господство западной культуры могли бы (хотя довольно необоснованно) считаться не чем иным, как результатом естественного закона, всегда обеспечивающего подъем "самому лучшему". Таким образом, в социальной сфере эволюционная теория  видела в индустриализованных странах представителей наиболее высокой стадии долгосрочного процесса развития, начавшегося с гораздо более простых видов общества. Современные доиндустриаль-ные общества — крестьянские либо простые, живущие охотой и собирательством, — считались живым примером более ранних стадий развития, и индустриальный мир оставил их далеко позади. Эволюционная теория, следовательно, обычно объединяет два суждения: эволюционное продвижение вперед предполагало развитие сложных форм социальной организации из простых посредством увеличения дифференциации социальной структуры (см. Социальная дифференциация) и специализации функции; подобные структурные изменения предусматривали параллельный процесс продолжения нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Теория Дарвина в применении к социальному развитию вылилась, таким образом, в различие между цивилизацией и варварством — особенно удобное в эпоху империализма. Воздействие идей Дарвина на социальные теории 19-го столетия было огромно. Политика социального эволюционизма могла быть привлекательной как для многих из тех, кто был заинтересован в том, чтобы узаконить статус-кво, так и для тех, кто (подобно Марксу) стремился его изменить. Однако социальные теоретики должны были воспринимать такие идеи крайне осторожно. Ведь Дарвин разработал теорию изменения, прежде всего для объяснения многообразия и адаптации видов, у которых сознание, рефлексивность и творческий потенциал  (или культура) могли игнорироваться как значительная переменная. Но как раз эти факты и сделали возможным человеческое общество. По иронии, именно доступная эволюционная парадигма смогла взять на вооружение культурную переменную. Но это было разработано не Дарвином, а его теоретическим соперником Жаном Батистом Ламарком, приведшим доводы в пользу наследственно приобретенных характеристик в эволюционном процессе. Дарвин предлагал взамен принципы произвольного изменения и естественного отбора. Как раз способность личностей и обществ обучаться друг у друга — приобретать культуру или копировать важные культурные достижения (в частности, письменность и меры веса) — отличительная черта человеческой социальной жизни. А социальная теория  исходя из того, что могло бы быть наиболее успешной версией эволюционной парадигмы — дарвинизму, — в значительной степени игнорировала тезис, который, возможно, способен был дать больше, чем тезис Ламарка. К первым десятилетиям 20-го столетия эволюционизм впал в немилость у социальных ученых. Причиной опровержения стало ужасное варварство в войне 1914—1918 гг. якобы просвещенной Европы, подвергшейся процессу цивилизации. Более существенно то, что к тому времени становились все более очевидными три основные трудности теории социальной эволюции. Во-первых, предположение об однолинейности (см. Однолинейный), т.е. о наличии одного пути развития, через который пройдут все общества; во-вторых, неспособность сказать многое о промежуточных стадиях развития между простыми и сложными обществами и процессах, приведших к изменениям; в-третьих, перегруженное ценностью суждение о включении в социальное развитие  нравственного просвещения, этноцентрическим образом замкнутого на европейских понятиях. Во второй половине 20-го столетия возродился интерес к проблемам развития, поскольку страны "третьего мира" начали сами вносить себя в политическую повестку дня. Это породило новые версии эволюционной теории (см. Неоэволюционизм; Социокультурная эволюция; Эволюционная всеобщность) и в конечном счете повторное открытие критических дебатов, особенно в плане недоразвитости. См. также Выживание сильнейших; Экономическое и социальное развитие; Эволюционная социология.

Просмотров: 1120
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • ГОМЕОСТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
  • История развития социальной работы
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Когнитивного развития теория
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ ТЕОРИЯ, или десцендентная
  • Происхождения видов теория
  • Психосоциального развития теория
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ (генетический метод)
  • Роль социальной политики в развитии экономики и общества в целом
  • Социальной идентичности теория
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • Теория происхождения видов, или десцендентная
  • Теория сексуального развития 3. Фрейда
  • Теория трех ступеней развития
  • ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
  • ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
  • Эволюционная теория
  • Эволюционная теория
  • Эволюционная эпистемология (теория познания)
  • Эпигенетическая теория развития личности
  • закон изменения скорости развития навыка
  • теория группового развития В. Бениса, Г. Шепарда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь