|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
СОРЕЛЬ ЖОРЖ(Sorel, Georges) (1847-1922) - французский философ, социальный теоретик и сторонник анархо-синдикализма, наиболее известный поддержкой роли "мифа" и насилия в социальных делах. Самая известная его работа - "Размышления о насилии" (1908). Сорель верил в ниспровержение буржуазного общества через классовую борьбу, но пришел к выводу, что ортодоксальные марксистские оценки процесса подрывались тенденцией интерпретировать действительность с помощью абстрактных понятий, основанных на представлении о рациональности людей, благодаря чему они создали упорядоченное, правильное общество, открытое для научного анализа и формулировки законов, из которых могли делаться утопические предсказания. По мнению Сореля, не существовало никаких социальных законов; действительность хаотична и беспорядочна, причем любой проявляемый ею порядок незначителен и является результатом навязывания человеческой воли не рациональным, а инстинктивным путем. Никакую революцию нельзя предсказать. Она могла происходить, но только из-за спонтанных, волевых действий рабочих, требовавших солидарности. Однако солидарности препятствовали два исторических обстоятельства: торговля и консумеризм. Вместе они стимулировали конкуренцию, недоверие, зависть, заключение сделок и компромисс, ослабляя буржуазию за счет предоставления уступок пролетариату, который, в свою очередь, был ослаблен, позволяя подкупать себя таким образом. Революционным пролетариям поэтому следует сторониться интеллектуализма политических партий и компромисса, вместо чего развивать собственные идеи и стремиться к свершению революции посредством осуществления прямого действия, достигающего кульминации во всеобщей стачке. Мысль Сореля о мифе и насилии была широко и неверно истолкована. Ведь главным образом он пытался разоблачить рационалистскую и буржуазную мелочность и лицемерие. Миф состоял в идеях, чья полезность заключалась не в их когнитивной ценности, а в их способности вызывать лояльность и вдохновлять деятельность. Все общества имели мифы, служившие этим целям, и аналогичным образом использовали насилие, хотя, как правило, в репрессивных и/или грабительских целях. Великим мифом рабочих была всеобщая стачка. Она вдохновляла их на революционную деятельность, насильственный характер которой развивал их солидарность, заставляя полагаться в борьбе друг на друга как на братьев и сестер. Так же обстояли дела и с насилием. Если оно не было ни репрессивным, ни грабительским, то освобождало; его применение устраняло слабых и соглашателей, способствуя мощному рабочему движению, способному к свержению декадентского буржуазного общества. Идеи Сореля имели некоторое влияние во Франции и Италии в начале 20-го столетия, но впоследствии стали расцениваться лишь как важное отражение не рационалистского поворота, предпринятого политической социологической мыслью того времени (см. также Неомакиавеллисты).
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|