Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ(sociology of education) - применение социологических теорий, подходов и методов исследования к анализу процесса образования. По сравнению с предшествовавшими обществами, в индустриальных образование обеспечивается специализированными заведениями, деятельность которых и является главным объектом изучения. Хотя социология образования как отдельный раздел появилась недавно, ее корни находятся в основном в функционализме Дюркгейма. Процесс образования следует понимать с точки зрения его вклада в содействие и сохранение социального порядка (Дюркгейм, 1922), нужно видеть в образовании средство решения проблем и стирания социальных антагонизмов (Маннгейм). До 1950-х гг. эта дисциплина оставалась под сильным влиянием этих подходов, хотя ее развитие было во многом обязано роли социологии в подготовке преподавателей, особенно в США, а также традиции "политической арифметики" в Великобритании. Последняя привела к ряду обзоров и статистических исследований, изучающих социальное влияние на получение образования, профессии и на социальную мобильность (в частности, Флауд, Галси и Мартин, 1957). Хотя такие исследования показали постоянство классового и тендерного неравенства, появились предположения о том, что образование могло бы стать средством социального преобразования в долгосрочном плане. В Великобритании введение всестороннего образования, компенсационного образования и расширение высшего образования в 1950-х гг. и позже были задуманы для дости жения данной цели и создания не только более равного общества, но также устранения ненужных потерь талантов нации. В течение 60-х гг. падение функционалистской гегемонии в социологии и растущий пессимизм относительно политики реформ в образовании, особенно в США, привели к появлению совершенно иных направлений. Источники неравенства, находящиеся вне школы, стали рассматриваться как трудноизлечимые; были подняты фундаментальные вопросы о традиционной социологии образования, о предполагаемых связях между обучением и социальной реформой. Один из аспектов был направлен на методы преподавания — интеракция в классе, организация учебного плана — вытекавшие из стандартных интеракционистских подходов, другой — более радикальный (например, работа Янга по учебным планам, а также Боулза и Джинтиса "Обучение в капиталистической амери-ке", 1976), подчеркивал роль школ в качестве агентств, воспроизводящих социальные отношения капиталистического производства. Последний отчасти вдохновлялся марксизмом, восходя к концепциям Грамши и Алыпюссера. Некоторые социологи сочетали идеи Маркса, Дюркгейма и Вебера, стремясь достичь такого же результата (пример — аргументы Бурдье о зависимости образования от культурного капитала). Было бы ошибочно воображать, что последовавшие подходы полностью заменили предшествовавшие. Не следует также считать тщетными попытки расширения возможностей образования. Так, в Великобритании процент мужчин и женщин, поступающих в высшую школу, ныне приближается к паритету, а общая доля школьников, включающихся в процесс высшего образования, существенно увеличилась начиная с 1950-х гг. Также значительно выросло число участников из семей рабочего класса. С другой стороны, классовые различия все еще остаются разительными и роль систем образования в сохранении классового общества столь же очевидна. См. также Бернштейн; Скрытая программа; Интеллект; Меритократия; Ответная и спонсированная мобильность.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|