|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.
РУССО ЖАН-ЖАК(Roussean, Jean-Jacques) (1712-1778) - родившийся в Швейцарии и живший главным образом в Париже политический и социальный теоретик - ведущая, хотя и неоднозначная, фигура эпохи Просвещения (см. Эпоха просвещения) - чьи идеи были восприняты Великой французской революцией. Его важнейшей заботой было счастье людей, основополагающим условием чего являлись свобода и автономия воли. Критический анализ существующего общества показал пагубное воздействие частной собственности на возникновение неравноправного отношения хозяина и слуги. Людям никогда не воссоздать "естественную" независимость досовременного общества, но с помощью образования и демократического правительства они могли бы улучшить свое положение. В "Эмиле" (1762) - своей главной работе в области образования - Руссо показывает, каким образом ребенок способен получить физическое и психологическое самоудовлетворение посредством системы индивидуального обучения в зависимости от его развития. Руссо утверждал, что в стремлении к самоусовершенствованию люди сделали неправильный выбор относительно того, как следует жить в гражданском обществе. В "Общественном договоре" - основном произведении по политической философии - он стремился показать им верный путь. Каждый человек - равноправный член независимого органа, бесклассового народного собрания, коллективно определяющего законы. Все люди передают часть своих прав и имущества такому собранию, и оно устанавливает экономические и политические правила. Тогда каждый получает обратно те же самые права по отношению к другим, которые он допускает по отношению к себе. При условии такого равенства люди способны вырабатывать законы, изначально подходящие всем. Поскольку единственное, чему они повинуются, - это законы, выработанные ими же, то их воля останется свободной и автономной, и у них появится возможность достичь всеобщего благоденствия. При создании законов люди выражают общую волю - волеизъявление каждого человека в той мере, в какой это относится к тому, что они принимают участие как равные члены суверенного народа. Данное представление Руссо считалось утопическим, но "рассматривая людей такими, какими они являются", он соглашался с наличием у каждого особой воли, отличающей его от остальных и потенциально всегда находящейся в оппозиции воле коллективной. Он отстаивал ряд механизмов, способных предотвратить дегенеративное влияние личной воли на общую. Людей следует воспитать гражданами, и их принадлежность к гражданству должна укрепляться, помимо прочих вещей, гражданской религией. Он не признавал вечным какое-либо творение рук человеческих. Даже созданное совершенное общество в конечном счете поддалось бы внутренним силам разрушения, концентрирующимся в индивидуальной воле. Было ли или не было утопическим либо двойственным отношение Руссо к новому времени, многие его идеи, например, о неравенстве, демократии, политической легитимности (см. легитимный авторитет) и нравственном сообществе, оказывали глубокое влияние и на социальные науки, и на политическую жизнь. Основная критика его творчества сводилась к тому, что оно может трактоваться как такое решение проблем, например, напряженных отношений между властью и свободой, которое способно вести к тоталитаризму. Но в равной мере отношение Руссо к модерну высвечивает такие проблемы и даже находит некоторые отклики в современных движениях, вроде постмодернизма.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|