|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
РУССО (ROUSSEAU) Жан Жак(1712-1778) - франц. философ, деятель Просвещения, писатель. Р. критиковал современное ему об-во, используя в качестве масштаба для сравнения, во-первых, "естественное состояние" дообществ. человечества, во-вторых, идеальную модель возможного обществ. устройства. Р. продолжил традицию "робинзонад" в обществознании, беря за исходный пункт изолированного индивида. В естественном состоянии человек, по Р., находится в гармонии с природой. Он не испытывает потребности ни в прочных обществ. связях, ни в труде, ни в разуме, ни в морали. Но ему равно присущи стремление к самосохранению и сострадание, и потому естественное состояние не есть, по Р., в отличие от Т. Гоббса, "война всех против всех". Рост населения и гео-графич. причины ведут к развитию способностей людей и возникновению сотрудничества и соперничества. Решающий шаг в замене естественного, антропологического неравенства неравенством политическим, т. е. обществ. - установление частной собственности. Неравенство дарований людей приводит к неравенству в собственности, к-рое затем само начинает оказывать определяющее воздействие. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных приводят, в особенности первых, к потребности в гражданском мире, к-рый обеспечивается заключением "обществ. договора". Возврат к естественному состоянию невозможен. Развитие неравенства проходит три этапа: установление и узаконение богатства и бедности; могущества и беззащитности; господства и порабощения. Законное установление всегда имеет в виду два момента: неотчуждаемость свободы как важнейшего определения человека и неотчуждаемость "народного суверенитета". Общая воля не тождественна воле всех: народ как политический организм и суверен может обладать иными интересами, чем каждый отдельный человек. Т. обр., любая политич. власть имеет законную силу лишь благодаря некоему "первоначальному соглашению". Ей не может быть передано ни право суверена, ни даже право представлять суверен. Любые правители - лишь уполномоченные народа, наследственное единовластие - самая извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа как суверена, в любой момент правомочного отказаться от любого законодательного решения и принять новое. Чтобы предотвратить неравенство в правах требуется обеспечить имущественное равенствл и запретить роскошь. Но так как демократия невозможна среди нравственно несовершенных людей, Р. склоняется к аристократии. Порче нравов содействуют науки и искусства, заинтересованные в роскоши, порождающие честолюбие препятствующие естественному поведению людей. Взгляды Р. решающим образом повлияли на идеологию наиболее радикально настроенных лидеров Великой франц. революции, положили начало современной критике цивилизации, во многом определили дальнейшее развитие соц. философии и философии права. Соч.: Трактаты. М., 1969. А.Ф. Филиппов.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|