ПОЗИТИВИЗМ

(positivism) - 1. Доктрина, сформулированная Контом, согласно которой только истинное знание является научным, то есть способным описывать и объяснять сосуществование, а также последовательность наблюдаемых явлений: и физических, и социальных. Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как указано выше) и социальное и политическое, поскольку положительное знание социальных явлений позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и целый ряд дел, преобразующих социальную жизнь. 2. (Логический позитивизм) – точка зрения группы философов 1920-1930-х гг., известной под названием "Венский кружок", чьи идеи отчасти были основаны на теории Конта, но уменьшали его позитивизм за счет более надежной логической основы. Главная доктрина "Венского кружка" - принцип верификации  - заключается в том, что единственное валидное знание - знание, проверенное чувственным опытом, то есть ожидалось, что научное знание в конечном счете найдет формулировку в логически взаимосвязанных общих суждениях, основанных на утверждениях о "базовых фактах", зафиксированных в строго сформулированном языке "чувственных данных". Некоторые, но не все, члены "Венского кружка" воспользовались также проектом Конта для перенесения методов технических наук на социальную. 3. Социологический подход, оперирующий общим предположением о возможности привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные. 4. (В уничижительном смысле) социологический подход, ошибочно стремящийся подражать методологии технических наук.

Остановившись на термине "позитивизм", Конт выразил намерение отказаться от доверия к более ранним религиозным или спекулятивным метафизическим основам "знания" (см. Закон трех стадий). Однако он расценивал научное знание как "относительное", а не абсолютное. Последнее было и всегда будет недостижимым. Социальная и политическая программа Конта предусматривала новый консенсус по социальным проблемам и реорганизацию общества на началах, предложенных новой наукой - социологией. Для социологов отводились роли в правительстве, образовании и в учреждении новой "религии человечества".

Будучи скорее "школьным", чем индивидуальным творчеством, методология логического позитивизма более разнообразна по сравнению с Контом и в решающих моментах расходится с его представлением. В сфере этики, например, логические позитивисты часто ассоциировались с доктриной, проводившей резкое различие между "фактами" (которые верифицируемы) и "ценностями" (которые не верифицируемы). Хотя большинство таких философов утверждало, что от науки, в том числе социальной, можно ожидать более достоверного знания, позволяющего достигать желаемых целей, они, как правило, не принимали способность науки решать ценные вопросы - скорее "должные", чем те, что "есть" утверждения (см. также Различие между истиной и ценностью).

Среди современных социологов не находят сильной поддержки ни аспекты методологических принципов Конта, ни его социальная и политическая программа. Попытки логических позитивистов выработать более строгую формулировку позитивизма и "науки", доказывающую свою жизнеспособность, также не увенчались успехом.

В методологическом отношении центральная проблема позитивизма возникает из так называемой "проблемы эмпиризма": отсутствия какой-либо окончательной основы для "верификации" в "индуктивной логике" (см. Индукция и индуктивная логика; Эмпиризм). Другой убедительный пункт критики - так называемый "парадокс позитивизма" - состоит в том, что принцип верификации сам не поддается проверке.

В последние годы новые подходы в философии и истории науки (см. Наука; Научная парадигма) подвергли сомнению идею о единственной философской основе для науки, Позитивизм критикуется за измену своей собственной концепции научного знания как "относительного" знания, а также за догматизм в отношении "научного метода". См. также Фальсификационизм.

Если вышеупомянутые трудности применимы к позитивизму в отношении технической науки, другие проблемы возникают в области социологии. Дело в том, что социологический позитивизм не имел успеха в достижении ни ожидаемой унификации социологического знания, ни консенсуса по схемам социальной и политической реконструкции. Для некоторых социологов эта неудача указывает на необходимость заниматься социологией с иной, нежели традиционно "научной" точки зрения - см. Значимая Социология; Verstehen (прил.). "Позитивизм в социальной теории и исследовании" К. Браянта (1985) дает доступный краткий обзор проблем вокруг позитивизма в социологии.

Просмотров: 804
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Знание “как”
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ КАК
  • Знание как деятельность
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • Логический позитивизм
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • Логический позитивизм
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • Логический позитивизм
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ
  • Логический позитивизм (Третий позитивизм)
  • Неопозитивизм (логический позитивизм)
  • НЕОПОЗИТИВИЗМ, или логический позитивизм
  • Память как знание
  • ПОЗИТИВИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПОЗИТИВИЗМ, ЛОГИЧЕСКИЙ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь