ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ (ИСТСКАЯ) ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ

(func-tional(ist) theory of religion) — теоретические оценки религии, объясняющие ее происхождение, а также сохранение с точки зрения ее вклада в общество (см. также Функция; Функционалистское объяснение). Самая влиятельная из этих теорий разработана Дюркгеймом, а его идеи развиты Радклиффом-Брауном. Теория Малиновского также является функционалистской, и многими способами в основном функционалистская оценка религии — хотя и с отмеченными различиями в подходах — лежит в основе главных направлений социологических оценок. Если "функцию" использовать в общем смысле, то функциональные(истские) теории религии простираются от Конта и ранних эволюционных социологов до современного функционализма, даже включая марксизм. Относясь к религии как в конечном счете необязательной, Маркс назвал ее "опиумом пролетариата", поскольку она выполняет социальные и индивидуальные функции. В современной форме данная теория имеет две линии: в рамках современного структурного функционализма и в рамках структуралистских теорий. Существуют также многочисленные эмпирические оценки, выступающие в качестве контртеории. В современном фуктурном функционализме (особенно в функционалистской теории Парсонса, более непосредственно восходящей к Дюркгейму) выявлены три основные функции религии, которые соответствуют рем способам мотивационной ориентации, сформулированным Паржсом следующим образом: (а) обеспечение центральной, в конечном счете объединяющей системы убеждений — "когнитивная" функция; (б) обеспечение церемонии и ритуала, играющих главную роль в укреплении социальной солидарности — "эмоциональная" величина; (в) провозглашение этических принципов и вместе с тем поддержка этических ценностей позитивными и негативными санкциями — "оценочный" аспект. Все они способствуют "существенному" значению религии в поддержании социальной солидарности (см. Гражданская религия). Однако из приведенного перечисления опущена мысль Дюркгейма о том, что религиозные убеждения непосредственно отражают представления общества. Структуралистские теории религии также основаны на функционализме Дюркгейма, но отличным от структурного функционализма способом. В этих теориях именно "социология познания"  — аспект подхода Дюркгейма, недооцененный структурал-функционалистами, — остается более важным, например, для оценки роли мифологии в организации социальных действий (см. Леви-Стросс). В качестве противовеса либо функционалистским, либо структуралистским теориям, с их акцентированием на общих результатах, существует множество эмпирических исследований религии, которые изучают эффекты религии иными способами, не связанными с какой-либо совокупностью общих предположений. Как относительно свободная общая структура, включающая оценки вклада религии в общество, функционализм широко распространен, особенно для поиска "латентной" функции (см. Явные функции и латентные функции;  Непредвиденные последствия социальных действий). Тот факт, что религия и разделяет, и объединяет, не обязательно составляет проблему для функционалистской теории, поскольку именно обеспечение социальной солидарности религией и объединяет, и разделяет общество. Труднее достичь точного значения при утверждении, что религия выполняет "функциональные потребности". Как только начинается разговор о функциональных альтернативах традиционной религии (например, "гражданской религии" или современном международном спорте), функционалистский подход разбивается о собственный главный аргумент: религия обеспечивает универсальные человеческие потребности,  которым может отвечать только она сама.

Просмотров: 1502
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г.




Другие новости по теме:

  • АНТРОПОЛОГО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • ДЕСКРИПТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в социологии религии
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
  • МИСТЕРИАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
  • МОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в социологии религии
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ КОРНИ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • Социология религии М.Вебера
  • Социология религии Э.Дюркгейма
  • Социология религии 
  • ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ
  • ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ
  • ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ
  • Функционалистская теория религии
  • Элементы религии
  • ЯПОНСКИЕ РЕЛИГИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь