|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ. Бесспорные свидетельства первонач. религ. верований датируются временем верхнего палеолита (20-40 тыс. лет до н. э.). Одной из древнейших форм религии была магия — совокупность верований и обрядов, с помощью к-рых первобытн. человек пытался сверхъестеств. образом воздействовать на окружающий мир, чтобы добиться своих практич. целей. В магии особенно четко видна соц. основа религии. Первобытн. человек прибегал к магии в тех случаях, когда не был уверен в результатах своих практич. действий, когда в его жизнь, в его судьбу вмешивались неведомые ему и не контролируемые им факторы. Т. обр-, причины возникновения религии (корни религии) следует искать не в сфере сознания, а в ограниченности первобытн. практики, в бессилии людей перед лицом природы и общественных отношений. В основе всякой религии лежит вера в сверхъестественное. В первобытн. религии первоначально возникает вера в сверхъестеств. свойства материальных предметов {фетишизм) или вера в сверхъестеств. связи между реальными объектами (ма-гйя, тотемизм). Лишь на дальнейших этапах развития первобытн. общества сверхъестественнее стало мыслиться как самостоят., нематериальная сущность, возникает вера в духов и души (анимизм), к-рые противопоставляются материальным вещам и мыслятся существующими без них. Представления о богах, т. е- о духовных существах, каждое из к-рых имеет свое имя и индивид, особенности, возникают в основном уже в клас. об-ве и отражают в превратном виде антагонист, обществ, отношения. Религии первобытн. общества формировались в рамках отд. ро-доплемен. общностей и отражали в своих верованиях и обрядах условия их жизни, особенности их материальной и духовной культуры. Изменения в характере производств. деятельности племени и в его соц. отношениях получали свое фантастич. отражение в религ. верованиях. Так, переход от охоты к скотоводству и земледелию нашел свое религ. отражение в превращении охотничьей магии и тотемизма в культы духов -покровителей животных и духов растений. Переход от матриархата к патриархату привел к тому, что господствовавшие ранее женские духи уступили место мужским и т. п. В раннеродовом об-ве существовало полное соц. равенство соплеменников. Это находило свое отражение и в культовой деятельности рода или племени. В ней на равных основаниях участвовали все члены общества. Лишь в эпоху разложения родового общества возникает специализация культовых действий. Гл. роль в них начинают играть колдуны или шаманы. Эта специализация усиливается и закрепляется в клас. об-ве. В нем формируется особый соц. слой служителей культа.
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Атеистический словарь/Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|