Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ- специальная социологич. теория, изучающая генезис, соц. функции, место и роль религии в об-ве, ее структуру. Религия рассматривается в качестве соц. подсистемы в общем соц. контексте, исследуются взаимосвязи религиозных групп, общностей, ин-тов с др. обществ. группами и ин-тами. Предметом С.р. являются также проблемы секуляризации и религиозности. Социологич. анализ религии предполагает выявление соц., гносеологич. психологич. корней религии. Понятием "соц. корни" обозначают совокупность обществ. отношений, детерминирующих возникновение, функционирование и воспроизводство религии. Это понятие помогает выяснить причины, порождающие ее, к-рые, в свою очередь, подразделяются на первичные (материальные условия жизнедеятельности) и вторичные - различн. компоненты надстройки: политика, гос-во, право, мораль и т. д. Гносеологич. корни религии связаны с формированием религиозных представлений в сознании человека в ходе его познавательной деятельности. Познание, имеющее объективное содержание, проявляется в субъективной форме. Формирование религиозного сознания связано как с особенностями человеческого познания, так и со спецификой человеческой психики, составными элементами к-рой являются различн. эмоции, настроения, переживания, к-рые могут быть выделены в качестве психологич. корней религии. Структура религии представляет систему, состоящую из следующих компонентов: 1) религиозного сознания, 2) религиозной деятельности, 3) религиозных отношений, 4) религиозных организаций - все они рассматриваются в органич. единстве. Религиозное сознание как одна из форм обществ. сознания существует в форме религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная идеология - это совокупность религиозных догматов и различн. положений о мире и человеке, разрабатываемых священнослужителями. Религиозная психология - это своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, настроений и т. д. В доклассовом об-ве религиозная психология формируется еще до возникновения религиозной идеологии как отражение практич. бессилия людей перед различн. стихиями, а позднее - перед лицом соц. условий жизни и обществ. отношений. В преемственности религиозной психологии велика роль традиций и обычаев. Хотя оба уровня религиозного сознания оказывают друг на друга взаимное влияние, определяющая роль в этой взаимосвязи принадлежит религиозной идеологии, способствующей воспроизводству религиозной психологии, к-рая, в свою очередь, придает особую эмоциональность и направленность религиозной идеологии. Религиозная деятельность осуществляется в формах культовых и внекультовых. Культ - это система особых действий, в к-рых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественным силам. Внекультовая деятельность включает разработку религиозных идей, интерпретацию религиозных книг и богословских сочинений, преподавание богословия, распространение религиозных верований и представлений, организационно-управленч. деятельность и т. д. Религиозные отношения складываются в процессе религиозной деятельности в соответии с религиозным сознанием. В зависимости от вида религиозной деятельности она подразделяется на культовые и внекультовые отношения. Влияние и распространенность религиозных отношений в системе обществ. отношений находится в непосредственной связи с тем, какое место занимает религия в об-ве, каково ее влияние на обществ. жизнь. Важным аспектом Ср. является изучение религиозных групп, общностей, организаций как на теоретик., так и на конкретно-социологич. уровнях, что имеет большое значение для характеристики религиозности, места и функций религии в об-ве. Религиозную группу можно определить как общность, складывающуюся в процессе отправления религиозных обрядов. Совокупность религиозных групп представляет собой религиозную организацию. Религиозные организации различаются по содержанию их вероучения и культа. Для всех докапиталистич. формаций характерно тесное слияние религиозных организаций с гос. структурой об-ва, совпадение религиозных и территориальных общностей. В процессе секуляризации происходит ослабление влияния религии, что приводит к появлению нерелигиозных групп. Среди религиозных организаций выделяют церковь, секты, деноминацию. Религия выполняет в об-ве ряд определенных соц. функций, среди к-рых выделяется иллюзорно-компенсаторная функция. Религия возникает в качестве иллюзорного восполнения неудовлетворенности людей своим бытием. Мировоззренч. функция религии является всеобщей, но не специфич., т. к. ее выполняют и др. формы обществ. сознания. Она означает, что признание сверхъестественного, свойственное религиозному мировоззрению, определяет как понимание природы, человека и об-ва, так и соц. поведение людей. Как и любая форма обществ. сознания, выступает в качестве регулятора обществ. поведения людей. Регулятивная функция религии проявляется в создании ею определенной системы ценностей и норм, мотивирующей и регулирующей поведение людей. Подобно мировоззренческой, регулятивная функция является всеобщей, но не специфической. Интегративная функция религии реализуется на различн. уровнях обществ. развития в целом, определенного соц. ин-та, группы, личности. Роль религии в об-ве зависит от выполняемых ею функций, изменяющихся в ходе соц.-историч. развития, а ее положение в об-ве определяется, прежде всего, местом религиозного сознания в структуре обществ. сознания и местом религиозной деятельности в структуре соц. деятельности. Большой вклад в развитие социологии религии сделали западные социологи: Э. Дюркгейм, М. Вебер, И. Вах. Лит.: Религия и церковь в современную эпоху. М., 1976; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985; Левада Ю.А. Социальная природа религии. М., 1965; Гарад-жа В.И. Социология религии. М., 1996; Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996; Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; ODea T. The sociology of religion. N.Y., 1966; Hill M. The sociology of religion N.Y., 1973; Hargrove B. The sociology of religion. Illinois, 1979. Е.Д. Руткевич.
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|