|
ТАБУ- (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки) - характерный для неразвитого первобытного мышления комплекс представлений, выражающий категорический запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на т. наз. «неприкасаемые» объекты; связан с переживанием чувства страха перед чем-то жутким, смертельно опасным и одновременно притягательным, священным, требующим почитания, поклонения и различных магических манипуляций. Термин «Т.» широко употребляется в совр. этнографии, антропологии, психологии, т. к. обнаружилось, что соответствующие ему представления играют важную роль практически во всех примитивных сообществах (австралийские туземцы, мн. африканские племена, американские индейцы). У представителей развитых об-в аналогичные комплексы представлений являются одним из характерных симптомов тяжких душевных расстройств, поэтому термин «Т.» стал применяться и в психиатрии. В первобытных родовых общинах Т. прежде всего связано с запретом половых связей между родственниками, что обеспечивает здесь архаическую форму экзогамии, а также с культом тотема - священного животного, именем к-рого назван данный род. В относительно более развитых патриархальных общинах Т. распространяется на личность отца, вождя, жреца, обеспечивает неприкосновенность различных существ, предметов, священных мест и т. д. Т. - самая древн. форма нравственности, выступающая в виде требования подавления социально опасных влечений. От более поздних религиозных, моральных, правовых запретов оно отличается своей иррациональностью, отсутствием всякого обоснования. Т. не задается как, напр., заповедь бога или требование закона, но осуществляется как самоограничение под влиянием ничем не объяснимой мистической боязни определенных актов или существ. Эта боязнь связана с представлением о неизбежной каре, к-рая отнюдь не сводится к реальному наказанию, осуществляемому руками сородичей. Преступивший запрет Т., иногда и без вмешательства извне, сам переживает психологическое состояние глубокой депрессии, к-рая часто приводит к заболеванию и даже смерти, хотя о его преступлении может не подозревать никто из окружающих. Т. обр., на самых ранних этапах существования об-ва система Т. являлась, по сути дела, универсальной формой регламентации общественной жизни. ТАГОР (Тхакур) Рабиндранат (1861 -1941) - инд. писатель-гуманист, педагог и общественный деятель. Глубоко усвоив классическое культурное наследие Индии, в своем творчестве он дал новую жизнь мн. филесофско-этическим идеям Вед и Упанишад. Природу человека Т. характеризует двойственно; с одной стороны, человек - носитель эгоистических желаний, ограничен пределами своего «Я»; с др. стороны, он несет в себе и духовное начало, проявления к-рого противоположны эгоизму и ставят человека в особое положение в мире. Конфликт между этими сторонами «Я» создает напряженную нравственную жизнь личности. Необузданные желания мешают человеку избавиться от невежества (авидья) и включиться в жизнь мира. Критически анализируя индивидуализм как нравственную ориентацию западных культур, Т. делает вывод: любое развитие в рамках «эгоистического Я» вносит в жизнь человека трагедию. Поэтому одной из гл. задач он считает умение выйти за пределы себя самого. Единственным эффективны и средством сокрушения эгоизма и обособленности Т. считал любовь. Жизнь в единстве с природой возможна лишь как результат любовного отношения ко всему, что се составляет. Теория нравственности Т., к-рую он называл творчеством жизни (садхана), опирается на карма-йогу (Йога) - освобождение активным действием, трудом. В то же время, критикуя нравственные ориентации «делового мира» в европейских странах, Т. обращал внимание на то, что успех в делах часто сопровождается внутренним крахом личности и поэтому бедняк, достигший внутренней гармонии, бесконечно счастливее богача. Этические воззрения Т. нашли практическое применение в построенной на собственные средства школе Шантиникетоне (поместье отца), ставшей впоследствии одним из очагов инд. культуры. Обучение, считал Т., должно быть развитие естественных способностей человека, т. е. предельно индивидуализировано. Свидетельствами идейно-нравственной позиции Т. являются его выступления против колониального режима, борьба с кастовой разобщенностью, с женским неравноправием, с невежеством и суевериями. С симпатией Т. относился к Советской России, высоко оценивая ее достижения в области просвещения и миролюбивую внешнюю политику. К произведениям, отразившим нравственную концепцию Т., относятся поэтический сборник «Гитанджали», 1913 г. отмеченный Нобелевской премией, «Творчество жизни» («Садхана»).
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|