Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 Л.Карсавин:Проблема личности



Л.Карсавин:Проблема личности

Эпиграфом к философии личности Карсавина могут служить следующие слова из его книги "О личности": "В совершенстве своем все сущее лично". Карсавин — персоналист в философии и богословии. Его философско-исторические представления также основываются на идее всеединого субъекта. Субъект исторического развития — всеединое человечество, "человечество как конкретное всевременное и всепространственное единство всех своих моментов, вплоть до условно последней, до конкретного индивидуума". Конкретного индивида нельзя определить однозначно. У него много сторон и измерений, "качествований", по выражению Карсавина. «Я осознаю себя и как данное качествование и как все другие качествования в возможности, которая не есть отсутствие других качествований, но особого рода их присутствие или наличность, не простая чистая возможность их появления или моего становления ими, не отвлеченное формальное их единство но как бы "стяженное" их единство, конкрето-реальное и в то же время не различенное и дифференцировавшееся». К этим "качествованиям" относятся в частности, психические состояния — бодрствование, способность мыслить, печалиться, рефлексировать и т.д. Bсeединый субъект находится в непосредственной связи с Абсолютом, с идеальным. "Душа наша — момент Абсолютного, она развертывается в себе самой развертываетт Абсолютное, как себя самое. Но Абсолютное в ней стяженно".

Определив связь между всеединым субъектом и Абсолютом, Карсавин вводит понятие "индивидуальность", мысля выявить отношение между субъектом и "другим". Отношение между двумя субъектами Карсавин рассматривяет как отношение "себя" к "другому", "чужому". И только через это отношение возможно определить субъект в качестве индивидуума. Личность — центральное понятие в философской системе Карсавина. На его фундаменте выстраивается понимание социальных целостностей — семьи, социальной группы, нации, культуры, человечества. Все эти социальные целостности — единицы — представляют, по Карсавину, высшие личности. Индивид конкретизирует "качествования" таких личностей в себе. Он является индивидуализирующим моментом "высшей личности". "Частное всеединство во всеединой душе не может существовать вне общего, т.е. вне качествований высшей индивидуальности... во всеединой душе все моменты равнозначны и равноценны и все одинаково полны и едины в ней".

Диалектика общего, особенного и единичного возникает не из ничего, а дана "существованием всего во всем". Индивид свободен в выборе качествований. Их он может лишь актуализировать, а не твооить. Итак, личность, можно понять только лишь через ее отношение к высшей личности. Связь между индивидом и высшей личностью фиксируется понятием "симфоническая личность". В концепции личности Карсавин снова возвращается к принципу Триединства. Но теперь он берется не столько как символ единства всего во всем, сколько как динамический принцип с тройным диалектическим ритмом. Согласно формулировке Карсавина, личность развертывается как "самоединство саморазъединение, самовоссоединение, именно в этом онтическом их порядке". Самоединство в начале — неразъединенность всех определений, чистое единство как первый способ бытия. Во втором способе бытия речь идет о множестве проявлений моментов, которые непрерывным потоком как бы выходят из первого и наделяют его определениями. Эта насыщенность моментами впадает не в бездонное ничто, а в третий способ бытия, в «"самовоссоединении" опять образует единство" (Г. Веттер)».

Динамическую триединую структуру личности Карсавин накладывает на христианское представление о человеке с его центральными понятиями любви и жертвы. Вместе с тем его концепция личности — через тщательную пpорабoткy темы смерти — приближается к экзистенциалистским трактоикам. Стремление из себя к другому — своего рода отделение от себя, отъединение. Но "смерть своего Я", добровольная его жертва - любовь — через принятие в себя чужого Я есть и воссоединение со своим, Я-возрождение. Через самоотдачу и воссоединение своего Я и принятие в себя другого Я, по Карсавину, происходит совершенствование личности19. Эта динамика включает элемент свободы субъекта. Карсавин убедительно обосновывает свободную способность человека через добровольное самоограничение включить в себя другое Я, что сближает его учение с "диалогическими" пониманиями личности у Ф. Достоевского, М. Бахтина, М. Бубера.

Подытожим главные идеи философии Л. Карсавина и его вклад в философскую мысль XX в. Это:

— попытка предложить новую версию философии Абсолюта, прежде всего концепцию онтологии, одновременно основанную на принципах множества, плюральности и нерасторжимой целостности;

— толкование принципа троичности как непреходящей богословской и философско-метафизической традиции, позволяющей на новом уровне культуры осмыслить диалектику изначального "первоединства", его последующего "саморазъединения" и необходимого "самовоссоединения";

— использование принципа плюральности и цельности, их единства для обоснования самоценности, уникальности и в то же время единства, взаимозависимости культур, в том числе культур Запада и Востока;

— толкование судеб России и в контексте единых целей христианской культуры, и в плане уникальной евразийской единящей миссии российской культуры;

— персоналистская теория, объединяющая основополагающий принцип личности с идеей единого "личностного начала" везде и во всем: непосредственно в мире человеческих индивидов и в социальном мире, где достоинство личностного единства (симфонической личности) присваивается семье, народу, человечеству как "всеединому, всепространственному и всевременному субъекту", как способам проявления, актуализации "высшей личности".

Просмотров: 2528
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX — XX в.)




Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ
  • ДРУГИЕ ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Единство сознания, личности и деятельности
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Индивидуальность личности
  • Использование терапевтом своей личности
  • ЛИЧНОСТИ, ДИНАМИКА
  • Личности динамика
  • Личности область (область формирования и развития личности)
  • Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса
  • Принцип опоры на положительное в личности воспитанника
  • РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СОЦИОПАТИЧЕСКИХ ИЛИ АСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ (МКБ 301.7)
  • Раздвоение личности (множественная личность)
  • Субъект общения, страдающий ананкастным расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий диссоциальным (асоциальным) расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий зависимым расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий параноидным расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий тревожным расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий шизоидным расстройством личности
  • Субъект общения, страдающий эмоционально неустойчивым (импульсивное, пограничное) расстройством личности
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Эпигенетическая теория развития личности
  • ЯЗЫКОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ НАЦИИ (ЛИЧНОСТИ)
  • Языковой суверенитет нации / личности
  • принцип активности сознания личности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь