Моральный закон

(moralisches Gesetz, Sittengesetz - нем.)

Фундаментальное понятие практической философии И.Канта. Моральное

законодательство проистекает из воздействия на волю всеобщих максим

разума. Взаимодействие разума и воли имеет характер не природных

законов, а императивов (т.е. речь идет не о сущем, а о должном). Кант

полагает, что повелевающий характер этих рациональных принципов в

человеческой душе не может быть дедуцирован, а должен быть принят как

факт чистого разума. Кант утверждает, что само наличие моральных

предписаний говорит о возможности следовать им, т.е. поступать морально.

Допущение такой возможности влечет за собой признание ноуменальной

свободы человеческой воли, так как возможность следовать всеобщим

максимам равносильна способности действовать независимо от каких-либо

внешних побуждений и чувственных склонностей (т.е. от "механизма

природы"). Внутреннее ограничение чувственных склонностей моральными

предписаниями порождает моральное чувство - единственное чувство, a

priori познаваемое в своей определенности. Именно моральное чувство

(совесть) обычно выносит решение относительно нравственной ценности

поступков. Однако могут быть и более точные критерии. Абстрактная

формулировка морального закона - "стань достойным счастья" -

конкретизируется Кантом при помощи признака всеобщности, которая

требуется от нравственных принципов. Моральна лишь та максима, которая

может выступать формой всеобщего законодательства (т.е. не приводя к

самоотрицанию, может быть нормой человеческого общежития).

Императивный характер морального закона связан с испорченностью

человеческой природы (для "святой воли" моральный закон  был бы

равносилен закону природы). Отсюда же (т.е. из того, что человек как

индивид "изначально зол") вытекает необходимость дополнительной

моральной мотивации: действуя так, чтобы стать достойными счастья, мы

должны в то же время верить в бытие высшего существа, которое

обеспечивает строгую пропорцию между моральными заслугами и

блаженством. Однако и эта вера, и законное стремление к счастью должны

быть не основаниями, а следствиями морального образа мыслей. Мораль

остается автономной. Окончательное возобладание моральных максим над

чувственными склонностями возможно лишь в итоге бесконечного процесса

совершенствования, возможность которого предполагает допущение

бессмертия души (в общественном плане бессмертию души соответствует

бесконечный прогресс человеческого рода).

Просмотров: 1368
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Васильев. Термины кантовской философии




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ», «Медитации о первой философии, в которых доказываются существование Бога и отличие человеческой души от тела»
  • «МУЖЕСТВО БЫТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Антиномия чистого разума
  • БЫТЬ ИЛИ ИМЕТЬ
  • В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
  • Жак Маритен:Жизнь и сочинения. Антиномии бытия и свободы человеческой личности
  • ЗАКОН ПРИРОДЫ
  • Закон природы
  • Закон природы
  • Закон свободы воли
  • Идеи чистого разума
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Категорический императив и парадоксы человеческой нравственной свободы
  • МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, МОРАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ
  • МОРАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / МОРАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • ПРИМАТ ВОЛИ НАД РАЗУМОМ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНОЕ
  • РЕШЕНИЕ МОРАЛЬНОЕ
  • СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ ЛИДЕРОМ
  • Философия человеческой природы
  • ХАРАКТЕР МОРАЛЬНЫЙ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь