Экспрессивные искусства

(expressive arts) Э. и. не часто рассматривают с позиций их вклада в изменение поведения, несмотря на признание за ними способности вызывать изменения личности. С увеличением информ. базы данных, улучшающей понимание причин поведенческих изменений, возрастает роль нетрадиционных и новаторских видов терапии. К Э. и. относятся поэзия, музыка, литературные сочинения, живопись, танцы, скульптура и различные сочетания этих видов искусства. Э. и. зачастую неофициально используются в терапии, однако они редко исследуются, и обычно им отводятся только вспомогательные роли. И все же, Э. и. поднимают вопросы, к-рые привлекают внимание и требуют своего изучения. Существующие данные позволяют высказать ряд соображений эвристического характера. 1. Э. и. позволяют достичь самовыражения без той иногда довольно серьезной конфронтации, к-рая возникает в ходе разговорных терапий. 2. Э. и. задействуют формы личных переживаний и выразительности, свойственные всем людям. Все общества создают рассматриваемые здесь образцы Э. и. и используют их для эмоциональной разрядки и (вербального) самовыражения (self-statements). Хотя и не предполагается, что Э. и. отражают специфические личностные трудности, соц. проблемы конкретной культуры или еще что-то подобное, такие результаты могут обнаруживаться. Экспрессия не вызывает с необходимостью эмоционального катарсиса, но может вносить в него свой вклад. 3. Продукты людей в терапии, использующей экспрессивные искусства, выглядят менее иррелевантными (redundant), чем вербальные описания соизмеримого поведения у клиентов психотерапии. Известно, что психотер. характеризуется высокой иррелевантностью (ригидность, дефензивность и невосприимчивость к альтернативам), и что преодоление иррелевантности зачастую служит признаком прогресса. 4. Э. и. характеризуются сравнительно более открытой активностью, чем разговорная психотер. В наибольшей степени это характерно для танца и движения; отчасти для живописи, рисунка и скульптуры и в меньшей степени для литературного творчества, будь то проза или поэзия. Тем не менее, акт сочинения стихов или прозы может обязывать субъекта к большей правдивости выражения, нежели обычные словесные отчеты. 5. Поведенческие и личностные изменения, по-видимому, не зависят от установления точных причин в области тех проблем, которые испытывает субъект. Экспрессивные усилия могут позволить субъекту воздействовать на проблему без понимания причин ее происхождения; экспрессивность сталкивается с тем, что яв-ся следствиями проблемы, и этого может оказаться вполне достаточным, чтобы способствовать изменениям. Несмотря на существование более чем 250 видов психотер., все они могут быть отнесены к одному из двух основных типов: те, что локализуют значимые переменные в душе (psyche), и те, к-рые локализуют их во взаимодействии между чел. и его окружением. Если последняя концептуальная позиция яв-ся той, в отношении к-рой Э. и. обладают наибольшей релевантностью (в сравнении с выявлением "бессознательного"), тогда для изменения клиента может оказаться достаточно вмешательств (intercessions), способствующих изменению конфигурации отношений чел. с окружением; во мн. случаях изменения наиболее важными могут быть именно неспецифические факторы. То, что может оказаться более важным для изменений - это атрибуция причины клиентом (или терапевтом), к-рая обеспечивает точку опоры для последующих действий и изменений. Вместо того, чтобы побуждать к созданию "истинной" причинной теории, Э. и. помогают мобилизовать клиента на деятельность (и возможное решение проблемы), характер к-рой редко нуждается в точном определении. 6. Теория конфликта представляется продуктивной при рассмотрении поведенческих изменений в целом, а также наиболее обнадеживающей версией того, каким образом Э. и. способствуют изменениям. Конфликт лучше всего понимается на основе градиентов приближения и уклонения относительно целей. Уклонение (avoidance) отличается крутизной траектории удалении от целевой области (чтобы избежать опасности), тогда как приближение к цели происходит постепенно. Точка пересечения этих двух градиентов характеризует область наивысшей тревоги и амбивалентности или колебания. Обычно психотер., опирающиеся на раскрытие прошлого, на эмоциональный катарсис, делают осн. акцент на снижении градиента уклонения; теоретически, в конечном счете, это приводит к возникновению позитивных и приближающих к цели видов поведения. Поведенческие терапии рассматривают инкрементное изменение траектории приближения как более эвристический подход. Когда терапевтическое приближение к целям осуществляется медленным и не угрожающим способом, это позволяет снизить тревогу, возбуждаемую тенденциями уклонения; приближение может тогда происходить без первоначального обращения к уклонению как необходимому предварительному условию. Э. и. может явиться тонким способом содействия приближающим формам поведения без быстрого вызова их противоположных двойников. По сравнению с разговорной терапией арт-терапию бросает меньше клиентов, и их оценки успеха в терапии оказываются неизменно более высокими, чем те, к-рые дают клиенты разговорной терапии. 7. Терапия Э. и. позволяет чел. преодолеть многие эмоциональные возмущения, связанные с вербальной конфронтацией в терапии. Иск-во просто не задает те вопросы в отношении поведенческих изменений, к-рые характерны для разговорной терапии, и тем самым избегает излишней детализации. Мн. вопросы в традиционной, вербальной, раскрывающей терапии, основанной на "почему?", "когда возникла эта проблема?" и "что происходило со мной в прошлом?", судя по имеющимся данным просто не возникают в этих формах иск-ва, хотя такие вопросы могут задаваться терапевтами, склонными к традиционному погружению в прошлое. Свободные от таких ограничений и предполагающие сравнительно неконфронтационную позицию в отношении клиента, Э. и. мягко и непредубежденно вовлекают чел. в изменения способом, лучше всего описываемым через приближение и уклонение в ситуации конфликта, и приводят к результатам, к-рые трудно объяснить с позиций традиционных "глубинных" представлений о терапии. Легкая доступность большинства форм иск-ва для людей - будь то больные или здоровые, - ищущих личного самовыражения, разрядки эмоционального напряжения или отдыха от непрерывных забот, яв-ся обнадеживающим признаком, к-рый должен побуждать исследователей к более полному изучению этого вопроса. См. также Литература и психология, Музыкотерапия, Терапия поэзией Л. Филлипс

Просмотров: 1257
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F60 — F62 Специфические, смешанные и другие личностные расстройства, а также продолжительные изменения личности
  • Вагнер-Яурегга метод терапии
  • ГРУППЫ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ
  • ЖЕНЩИНА, РОЖАВШАЯ ШЕСТЬ И БОЛЕЕ РАЗ
  • Исследование успешности терапии
  • Когнитивные терапии
  • Концепция нарушений и терапии
  • Концепция невроза в гештальтпсихологии и гештальттерапии
  • Концепция терапии
  • Метод психотерапевтического опосредования и потенцирования биологической терапии
  • Мишени когнитивной терапии
  • Мотивация к терапии
  • НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ТЕРАПИИ
  • НОВАТОРСКИЕ ТЕРАПИИ
  • Невербальные терапии
  • Новаторские терапии
  • ОТДЕЛЕНИЕ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ
  • Общие положения по применению и тактике когнитивной терапии
  • Оценка гештальттерапии
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Стратегические концепции когнитивной терапии
  • ТЕНОНА МЕТОД МОНОЛАТЕРАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНОЙ ТЕРАПИИ
  • Тенона метод монополярной электросудорожной терапии
  • Техники гештальттерапии
  • Техники когнитивной терапии
  • ФЬЯМБЕРТИ МЕТОД ТЕРАПИИ
  • Фьямберти метод терапии
  • ЦЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
  • ЧЕРЛЕТТИ-БИНИ МЕТОД ЭЛЕКТРОСУДОРОЖНОЙ ТЕРАПИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь