Концепция нарушений и терапии

Согласно теоретической модели терапии гештальт, функционирование индивидуума осуществляется посредством процесса саморегуляции, благодаря которому организм удовлетворяет свои потребности и поддерживает равновесие в постоянно меняющихся условиях. Этот процесс совершается постоянно, поскольку этих потребностей, или неполноценных гештальтов, много, а очередные ситуации и интеракции с окружением ведут к возникновению новых гештальтов и нарушают временное состояние равновесия. Для эффективного удовлетворения этих потребностей нужна сформированная внутренняя иерархия их важности. Когда это наступает, доминирующая в данный момент потребность детерминирует поведение, что приводит к удовлетворению этой потребности. Тогда следующая потребность, получившая доминирующую над другими позицию, приобретает влияние на организацию уже последующего поведения. Таким образом, если потребность, организующая поведение, возникает из целостной внутренней организации, существует возможность мобилизации всей энергии, какой располагает организм, и полной концентрации на предпринимаемых действиях. Однако очень часто дело не доходит до сознания четкой иерархии важных потребностей, и многие из них стимулируют одновременно разные действия, часто взаимно отталкивающиеся, и значительная часть энергии подвергается рассеянию.

В основе этих нарушений находится ограниченная способность индивидуума к поддержанию оптимального равновесия между индивидом и окружением, вытекающее из неправильного хода процесса самоуправления. Можно выделить пять наиболее часто встречающихся форм нарушений в саморегуляции поведения личности, проявляющихся в искажении интеракций между индивидом и окружением, в которых энергия, необходимая для удовлетворения потребностей и для развития, оказалась рассеянной или ошибочно направленной. Ими являются: интроекция, проекция, рефлексия, дефлексия и конфлюенция.

Интроекция. Интроект – это то, что «проглочено, но не переварено», не усвоено организмом. Человек, у которого имеется интроекция, блокирует свою энергию путем пассивного восприятия различных элементов из окружения. Понятия, суждения, нормы, образцы поведения, поступающие из внешнего мира, не подвергаются усвоению и ассимиляции, не становятся интегральной частью этого человека, хотя вообще ни он сам, ни окружающие не дают себе в этом отчета. Наличие таких неусвоенных, «чуждых» элементов представляет собой нагрузку для индивида. Поскольку эти неассимилированные элементы являются изолированными и часто вступающими в конфликт с ценностными ориентациями его собственной личности, индивид вынужден затрачивать много энергии и внимания для обуздания внутренней раздвоенности и для защиты от угрозы, которую несет в себе дезорганизация личности.

Интроецирование и еда. Интроекция представляет собой: способ поведения, чувствования, оценки, которые человек принимает в свою систему поведения. Это было принято насильственно и не было усвоено.

Человек как организм и как личность в процессе роста и развития ассимилирует какойто материал. Для более наглядной иллюстрации процесс обретения привычек, отношений, верований и идеалов сравнивают с процессом принятия пищи в организм. Это может вначале показаться грубой аналогией, но в этом есть функциональное сходство. Хорошая, качественная пища способна быть переваренной, поэтому ассимилируется организмом как противоположность пище, которая «ложится камнем в желудок», – это интроект.

Проекция – характеризуется как поведение, на самом деле принадлежащее личности, однако ощущается оно таким образом, что как бы приписывается объектам и людям, а затем переживается как направляемое ими на вас. Это наделение окружающей среды и людей своими чувствами, мыслями, поведением негативного плана делает для себя враждебным окружающий мир.

Страх быть отвергнутым существует у всех невротиков, по мере прогрессирования картина меняется. Первоначально такие люди боятся быть отвергнутыми родителями, затем друзьями, близкими. Или же воспитанная с детства двойственность – принятие и отвержение. Часто во взрослой жизни такие люди не могут вычленить для себя главное. Отсюда напряжение, мышечный клинч, невротическое поведение – негативное восприятие мира.

В результате того, что такой человек отвергает других, он начинает считать себя пассивным объектом вражды, недоброжелательности и мести.

Таким образом, особенности, эмоции, установки или элементы поведения, которые не соответствуют или угрожают такой концепции личности, отчуждаются и проецируются вовне, а возникающие за счет этого «дыры» заполняются с помощью интроекции. С этим механизмом связан отказ от естественности за какието действия или явления, возникающие в самой личности, которые приписываются окружению или безличным факторам: он говорит «чтото толкнуло меня на это», «чтото заставило меня это сделать». Энергия, которой располагает индивид, направляется ошибочно или тратится впустую, поскольку ею движет ошибочная ориентация в отношении собственной личности и окружения.

Ретрофлексия – буквально означает «обращение назад». Ретрофлексия поведения обычно характеризуется тем, что человек начинает создавать себе то, что первоначально человек пытался или мечтал сделать другим, объектам людям. Энергия различных видов перестает выходить наружу, а именно туда, где она призвана изменять среду, окружающую человека, таким образом, чтобы удовлетворить какиелибо свои потребности, т. е. манипулировать ситуацией. Вместо этого личность начинает представлять себя на месте среды в качестве объекта, над которым совершается какоелибо действие, в качестве цели поведения. Это происходит потому, что среда – по большей части другие люди – оказывается враждебной усилиям индивида удовлетворить свою потребность. При этом энергия разделяется на две части. Одна из частей энергии, как и прежде, стремится к первоначальной и никогда не достигаемой до данного момента цели. Вторая часть ретрофлексируется для того, чтобы удержать под контролем первую, стремящуюся наружу часть. Рефлексирующее сознание формируется еще в детстве, человек учится сдерживать наказываемые реакции, если в родительской семье существуют строгие запреты. Хотя импульс вовне в виде радости, горя остается очень сильным, будучи неудовлетворенным, он организует двигательный мышечный аппарат (позу, мышечные движения, мышечный тонус) в той или иной части тела в направлении открытого выражения. Энергия, таким образом, уже разделена. Одна из ее частей стремится к первоначальной не достижимой цели, а другая часть ретрофлексируется, что приводит к сдерживанию первой части энергии, стремящейся наружу. Сдерживание первой части энергии достигается путем напряжения мышечных волокон, антагонистичных вовлекающимся в действие, наказуемое в последующем. Таким образом, возникает состояние мышечного «клинча».

Ярким примером ретрофлексии является чувство агрессии. Любая агрессия, направленная вовне и заблокированная, – это агрессия против себя. Мышечные движения, посредством которых выражается агрессия, могут ярко показывать, в каком направлении это делается. Они могут сохранять явную форму и скрытую, преобразованную (кулак и разжатая кисть – напряжение антагонистов).

С другой стороны, если сознательно сдерживается импульс когото ударить кулаком, напрягая мышцыантагонисты, и таким образом рука остается неподвижной – ретрофлексия оправдана и соблюдается равновесие. Пока продолжается этот конфликт, рука не может быть использована в других целях.

Зачастую ретрофлексия проявляется в способности человека манипулировать собственным телом, а также импульсами в качестве замены других людей и предметов. Это полезно и нормально, если личность отдает себе полный отчет в необходимости этого. Невротическое ложное употребление мышц возникает тогда, когда это происходит бессознательно, когда не пропускается аргумент целесообразности – тогда может возникнуть психосоматическое расстройство.

Единственный способ избавиться от симптома без лекарств – это совершение вновь обращенного действия. Решающим для ликвидации мышечного зажима является обращение к открытому действию вовне – перевод «внутреннего конфликта» во внешний.

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что весь вопрос при ретрофлексии состоит в том, существуют ли разумные основания для сдерживания данного поведения именно при данных обстоятельствах. Когда человек в имеющейся на данный момент ситуации намеренно сдерживает определенную реакцию, выражение которой повредило бы ему самому, никто из присутствующих не станет оспаривать нормальности данного поведения.

Патологичной ретрофлексия является только тогда, когда она становится привычной для человека, если данная методика выполняется хронически, без контроля, как самостоятельного, так и со стороны, без осознания происходящего. В конечном счете, это репрессия и невроз.

Если бы социальная среда оставалась попрежнему неизменной и для взрослого человека, как в детстве, то репрессия, «забытая ретрофлексия», была бы эффективной и желательной. Но взрослые – это не дети. Вырастая, взрослые начинают пользоваться теми «правами», которых они были лишены в детстве. В новых, уже изменившихся условиях, человеку стоит пробовать еще раз приобрести то, что ему необходимо от среды, в которой он существует. Речь идет о преобразовании в сторону расширения диапазона ценностных ориентаций, расширения стереотипов, осознания своих неадекватных установок и самоограничений.

В ретрофлексии практически теряется осознание того, что мы подавляем в себе так же, как и сам процесс подавления. Психоанализ подчеркивает важность осознавания того, что подавляется. При гештальттерапии подчеркивается важность осознавания самого процесса блокирования в отношении чувств, желаний, потребностей, что человек это делает сам, и как он делает это. Большим преимуществом работы с ретрофлексирующей личностью является то, что ретрофлексия легко достижима для осознавания, этот момент репрессии (подавления) может быть легко переживаем и не зависит от догадок и интерпретаций.

Теоретически лечение ретрофлексии простое. Оно заключается в необходимости еще раз сосредоточить ориентированность ретрофлексирующего действия наружу. В таком случае у заблокированного импульса появится возможность выразиться и получить удовлетворение.

Практически же обратный поворот ретрофлексии так прямо не осуществляется. Все части организма вступают в защиту ретрофлексии. Человека охватывает страх, замешательство, вина, обвинение. При освобождении и разделении находившихся до этого в «клинче» частей, человек может ощущать чувство тревоги, становиться возбужденным. Чтобы уменьшить такие проявления, необходимо будет вновь уменьшить и вернуть свой «клинч».

Главной причиной появления у человека чувства страха и вины при обращении в ретрофлексии является тот факт, что большая часть ретрофлексированных импульсов – различного рода агрессия, которая может быть как самой мягкой, так и самой жестокой. Дать таким импульсам даже пройти в сознание – страшно. Обращение агрессии не приводит к возникновению новых агрессивных волн, так как агрессия сама по себе уже существует. Она направлена против себя, а не против окружающего.

В освобождении блокированных импульсов человек также боится быть фрустрированным. В ретрофлексию также включено то, чего человек ожидает от других, но никаким способом не может обрести. В результате, для получения необходимого от других, человек делает это для себя сам. Необходимым может быть как внимание и любовь, так жалость и наказание.

Лингвистически ретрофлексии выражаются следующим образом: «Я себя спрашиваю», «Я себе говорю». Особенно важно на этапе искоренения ретрофлексии заняться формой своего ретрофлексирующего поведения. С течением времени человек начинает видеть роль, которую он играет в отношениях с другими личностями. При этом он приобретает способность видеть себя так, как видят его люди со стороны. Примером может служить тот факт, что если человек все время чегонибудь требует от себя, то он в скрытой или явной форме предъявляет такое же требование и к другим. Если человек ретрофлексирует агрессию, полагая, что это никого не касается, то, в конечном счете, он бывает агрессивным и грубым к другим. При этом он нападает на людей случайно и неосознанно. В данном случае действия такой личности являются грубыми и сравнительно неэффективными.

Когда ретрофлексия осознается, обращается, то импульс приобретает спонтанное развитие. Вообще, любой контакт между личностями оказывается более эффективным, по сравнению с ретрофлексией. С другой стороны, всегда быть в личном контакте – это быть «среди людей», «общаться с другими», «больше выходить». Но эти формы поведения только маскируются часто под «социальный контакт» и являются лишь «бесконтактным слиянием».

Просмотров: 1340
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »Это не всё» методика
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • Опросник для изучения копинг-поведения
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»
  • Техника «это еще не все»
  • Фрейм -«как если бы»
  • Человек — это звучит гордо
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • Человек как ученый
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • Это
  • Это (Ит)
  • ЭТО (ИТ)
  • ЭТО НЕ ВСЕ МЕТОДИКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь