Современные методы психотерапии

(current psychotherapies) В этой статье описывается неск. распростр. и существенно отличающихся между собой систем психотер., хотя требования краткости вынуждают автора отказаться от рассмотрения нек-рых важных систем и методик. Психоаналитическая психотерапия. Классический психоан. предложен Фрейдом в середине 90-х гг. XIX в., и с тех пор не раз модифицировался (часто превращаясь в аналитически ориентированную психотер.) мн. неофрейдистами. Согласно психоан., эмоциональные нарушения и поведенческие дисфункции большей частью яв-ся следствием: а) прошлой жизни, особенно событий раннего детства; б) бессознательных аттитюдов и переживаний, часто глубоко вытесненных; в) биологически обусловленных побуждений, особенно эротических и агрессивных, порождающих глубокие челов. конфликты; г) фиксации на ранних стадиях психосексуального развития - оральной, анальной, генитальной и латентной; д) защитных шагов и уклонений, препятствующих изменению. Для того чтобы добраться до главных источников бессознательных, вытесненных конфликтов пациентов и устранить их серьезные фиксации, психоаналитики используют различные терапевтические методики: а) метод свободных ассоц.; б) анализ и толкование сновидений; в) формирование и проработку интенсивных отношений переноса (трансфера) между аналитиком и пациентом; г) значительное количество психотерапевтических сеансов; д) интерпретацию бессознательных чувств и конфликтов пациента; е) раскрытие защит пациентов и оказание помощи в отказе от них. Адлерианская психотерапия или индивидуальная психология. Индивидуальная психология была создана А. Адлером. Хотя ее оригинальные положения соблюдались последователями довольно строго, она получила значительное развитие в трудах мн. психотерапевтов. Согласно теории Адлера, эмоциональные нарушения в значительной степени связаны с: а) чувством неполноценности; б) стремлением отдельных людей к личному процветанию, а не к соц. интересу; в) нежеланием подвергаться риску и жить полной жизнью; г) отказом от придания конструктивного смысла собственному существованию; д) искаженными восприятиями и представлениями, ведущими к неспособности обучаться. Адлерианские методики психотер. включают: а) ясный показ клиентам их жизненных целей и возможных способов изменения их дисфункционального стиля жизни; б) конфронтацию клиентов с их обреченными на провал идеями; в) контрпропагандистскую работу с клиентами в случаях, когда их цели, намерения и ценности яв-ся дисфункциональными; г) стимуляцию клиентов к конструктивным действиям, направленным на изменение их целей, подрывающих собственную жизнь; д) постоянное побуждение клиентов к принятию ими ответственности за переориентацию своей жизни в более позитивное русло; е) помощь клиентам в мужественном признании собственного несовершенства; ж) демонстрацию клиентам способов развития своих соц. интересов. Аналитическая (юнгианская) психотерапия. К. Г. Юнг порвал с Фрейдом примерно в 1913 г. Юнг видел в либидо не сексуальную, а общую психич. энергию и подчеркивал значение мифологических и др. символов в генезе и лечении эмоциональных нарушений. Среди последователей Юнга наибольшую известность приобрели Герхард Адлер и Э. Л. Росси. Согласно теории Юнга, эмоциональные и поведенческие нарушения возникают, гл. обр., вследствие: а) блокады сильного инстинкта индивидуации чел.; б) комплексов, порождаемых сильными бессознательными компульсиями; в) руководства символическими сообщениями из бессознательного, сбивающими людей с пути; г) наследственных предрасположений, проистекающих из нарушения функционирования коллективного бессознательного; д) появления сексуальных нарушений в рез-те развития общих нарушений (а не наоборот). Юнгианские методики психотер. включают: а) демонстрацию клиентам того, что все страдания вызваны утратой смысла (жизни) и что архетипы могут порождать целительные силы; б) содействие клиентам в символическом понимании симптомов своих неврозов и показ им выхода из своих внутренних конфликтов через этот символизм; в) подчеркивание целенаправленной, устремленной в будущее работы души; г) раскрытие клиентам креативных и целебных сил бессознательного; д) интерпретацию сновидений с акцентом на их символическом значении; е) побуждение к переживанию, а не просто интеллектуальному пониманию; ж) мягкое, но настойчивое побуждение клиентов быть внимательными к своему внутреннему миру и ценить его. Личностно-центрированная, или клиентоцентрированная терапия. Личностно-центрированная терапия (первонач. наз. клиентоцентрированной) была предложена К. Роджерсом в начале 1940-х гг. Она нашла таких видных сторонников, как В. Рейми (теперь когнитивный психотерапевт) и Ю. Гендлин (теперь работает в области эмпирической, осн. на опыте психотер.). Хотя она уже и не практикуется в первоначальном виде, но все же представляет собой интегральный компонент теории и практики бесчисленного количества теоретиков и психотерапевтов. Согласно взглядам Роджерса, эмоциональные нарушения яв-ся преим. рез-том: а) приобретения людьми отрицательной Я-концепции вследствие недостаточного принятия их др., особенно в детские годы, и отказа др. обеспечить им подходящие условия для (личностного) роста; б) расхождения между реальным Я и тем, как воспринимают чел. др.; в) отказа людей прямо и свободно осознать те аспекты собственной личности, к-рые не согласуются с их Я-концепцией; г) склонности людей делать чрезмерные обобщения, находиться во власти концепций или мнений и полагаться на абстракции, вместо того чтобы обратиться к испытанию реальности; д) самоуничижения или чувства малоценности. Роджерианские, или личностно-центрированные методики психотер. включают: а) включение в глубокие, интенсивные, заботливые отношения с клиентами; б) постоянное проявление в этих отношениях искренности, конгруэнтности и эмпатического понимания клиентов и их проблем; в) недирективный и ненавязчивый диалог между врачом и клиентом; г) помощь клиентам в замене состояния собственной малоценности на способность ценить и верить в мудрость своего развивающегося организма; д) содействие клиентам в достижении безусловно положительного отношения к самим себе, гл. обр. через переживание безусловно положительного отношения к ним терапевта. Когнитивно-поведенческая и рационально-эмотивная терапия. Совр. когнитивно-поведенческая терапия зародилась в 1955 г., когда А. Эллис предложил свою рационально-эмотивную терапию. Следуя филос. концепциям стоиков, особенно Эпиктета и Марка Аврелия, а тж воспользовавшись нек-рыми идеями таких пионеров-исследователей, как Э. Солтер, А. Герцберг и Дж. Келли, Эллис связал воедино нек-рые осн. элементы когнитивной терапии в изложении А. Адлера и поведенческой терапии в понимании Дж. Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. В последующем появилась группа психотерапевтов, использующих сходные формы терапии. Согласно теориям рационально-эмотивной терапии (РЭТ) и когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), главный вклад в эмоциональные и поведенческие нарушения вносят: а) сильная тенденция (как врожденная, так и приобретенная) действовать как в пользу своих интересов и интересов своей соц. группы, так и против них; б) искаженные восприятия, нереалистичные наблюдения и выводы; в) абсолютистские, иррациональные убеждения в том, что (1) нек-рые неприятные ситуации не должны существовать, но (2) к великому ужасу, они существуют, и (3) люди, оказавшиеся в этих неприятных ситуациях, совершенно не в состоянии им противостоять, а (4) те, кто вызывает такие ситуации - никчемные люди; г) непомерная эскалация людьми своих сильных желаний до размеров божественных предписаний, требований и настояний свыше; д) образование у людей взаимосвязей и взаимодействий между нереалистичным и абсолютистским мышлением, неадекватным эмоциональным реагированием и обреченным на неуспех поведением. Методики КПТ и РЭТ включают: а) демонстрацию клиентам того, что их эмоциональные проблемы вызваны не неблагоприятными условиями, а (сознательным или бессознательным) выбором создавать себе эти проблемы; б) обучение клиентов различным когнитивным, эмоциональным и поведенческим методам изменения нереалистичного мышления, неадекватных чувств и дисфункционального поведения; в) выполнение клиентами определенных домашних заданий; г) десенсибилизацию и фладинг в реальных условиях, а тж воображаемую десенсибилизацию и постепенные приближения к вызывающим тревогу ситуациям; д) использование подкреплений и штрафов для побуждения к изменению поведения; е) сильнодействующие методы, такие как энергичные дискуссии по поводу себя и упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости; ж) семантические методы терапии; з) решение задач и применение научного метода к личным и межличностным проблемам; и) разнообразные психопедагогические методики, такие как лекции, семинары, демонстрация аудиовидеозаписей и библиотерапия; к) тренинг навыков, направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов; л) методы когнитивного отвлечения, воображения и рефокусирования. Поведенческая психотерапия. Поведенческие методы впервые использованы в психотер. Дж. Б. Уотсоном и М. С. Джонс в 1920-х гг.; широкое распространение они получили в 1950-е гг. благодаря трудам Дж. Вольпе, Б. Ф. Скиннера и их последователей. Согласно теориям поведенческой терапии, эмоциональные проблемы возникают гл. обр. в рез-те: а) неэффективного или неадаптивного научения; б) обусловливания др. людьми, особенно в период раннего детства; в) самообусловливания и самозакрепления дисфункциональных мыслей, чувств или действий; г) избегания ситуаций, вызывающих тревогу; д) отсутствия навыков, приводящего к снижению результативности; е) искаженных восприятий окружающей действительности. Осн. методиками, используемыми в поведенческой терапии, яв-ся: а) фокусирование усилий на изменении текущего поведения клиентов; б) активное и директивное обучение клиентов тому, как изменить их дисфункциональные мысли, чувства и паттерны поведения, а тж тому, как приучить себя мыслить, чувствовать и действовать более конструктивно; в) имажинативная (воображаемая) систематическая десенсибилизация тревог и страхов; г) десенсибилизация in vivo; д) методики постепенной десенсибилизации и наводнения (фладинга); е) демонстрация клиентам способов контроля стимулов и изменения ситуаций, вызывающих проблемы; ж) коррекция искаженных восприятий и нереалистичных представлений; з) тренинг навыков, направленный на повышение способностей, интересов и достижений клиентов; и) сочетание подкрепления адаптивного поведения с аверсивным обусловливанием дезадаптивного поведения; к) методики релаксации. Гештальт-терапия разраб. Ф. Перлзом в начале 1940-х гг. Среди учеников Перлза - Дж. Фэган, У. Кемплер, А. Левицки, Лаура Перлз, Э. и М. Полстер, Ирма Ли Шеферд, Дж. Симкин и Дж. Зинкер. В гештальт-терапии принято считать, что эмоциональные нарушения в основном вызываются: а) "обязывающим" отношением к жизни; б) перевесом размышлений над действиями; в) отказом от жизни в настоящем в пользу сосредоточения на прошлом или будущем; г) переделыванием себя и др. вместо того, чтобы быть самим собой и принимать себя таким, какой есть; д) отказом брать на себя ответственность за собственные решения. Осн. методики гештальт-терапии: а) содействие клиентам в полном осознании своих чувств в ситуации "здесь-и-сейчас"; б) демонстрация клиентам, как отвергать когнитивные интерпретации и объяснения имеющихся у них трудностей; в) дыхательные и физ. упражнения; г) помощь клиентам в достижении интеграции. Эмпирическая (основанная на опыте) и гуманистическая психотерапия обязана своим происхождением трудам таких философов, как Серен Кьеркегор, Эдмунд Гуссерль, Мартин Хайдеггер, Мартин Бубер и Жан-Поль Сартр, а тж таких психологов, как Вильгельм Дильтей, Абрахам Маслоу и Вильгельм Райх. Она объединяет широкий спектр теорий и методов. Сторонники эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии придерживаются мнения, что эмоциональные нарушения имеют свои истоки в: а) отказе подвергаться риску, живя полной жизнью, и примирении с неизбежностью смерти; б) неспособности стать хозяином своей жизни и поведения и быть совершенно автономным, даже в условиях комфортабельной жизни общины или соц. группы; в) чрезмерной конформности, ведущей к тенденции постоянно пренебрегать собственным опытом; г) отказе экспериментировать с собственными желаниями и стремлениями, обрекая себя на сужение опыта. В эмпирической, гуманистической и экзистенциальной терапии используются следующие методики: а) акцентирование испытываемых клиентами ощущений и их внутренних процессов изменения и развития; б) помощь клиентам в обретении глубокого внутреннего чувства истины; в) использование физ. упражнений и физ. приемов высвобождения эмоций; г) намеренное подвергание себя риску с целью ощутить иной модус существования; д) заботливое и открытое отношение к клиентам, служащее для них моделью заботливого и открытого отношения к др. людям; е) содействие клиентам в достижении безусловно положительного самоотношения или полного самопринятия, аутентичности, честности перед собой и откровенности. Транзактный анализ (ТА), предложенный Э. Берном в середине 1950-х гг., первонач. был задуман как дополнение к психоан. Согласно теории ТА, главными причинами эмоциональных нарушений яв-ся: а) получение людьми в раннем детстве "перфолент" ("tapes") от "родительского" эго-состояния, побуждающих их функционировать в эго-состоянии "ребенка", а не в более разумном и продуктивном состоянии "взрослого"; б) врожденная тенденция людей считать транзакции между своими эго-состояниями крайне важными и непоколебимыми; в) возникающие в рез-те этого стереотипизированные привычные паттерны поведения и отсутствие личной автономии; г) недостаток ласки и любящего признания окружающих в раннем детстве; д) сохранение осн. жизненных решений или "сценариев", поскольку они имели субъективную ценность в ранние детские годы; е) тенденция к использованию защитных маневров или игр для удержания и подкрепления ранних "сценариев" принятия решений. Транзактные психотерапевты используют разнообразные методики, особенно следующие: а) прослеживание истоков нарушенных чувств до решающего момента в давнем прошлом с последующим переобучением клиентов относиться к этому иначе и, соответственно, испытывать др. чувства; б) помощь клиентам в достижении баланса эго-состояний; в) показ клиентам, как посредством конфронтации с самим собой можно вновь пережить решающие моменты прошлой жизни и прийти к новому решению важных вопросов; г) помощь клиентам в осознании ими своей внутренней силы; д) выявление и прерывание защитных маневров или "игр" клиента; е) помощь клиентам в достижении более равномерного распределения энергии между различными эго-состояниями. См. также Адлерианская психотерапия, Аналитическая психотерапия, Поведенческая терапия, Клиентоцентрированная терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Экзистенциальная психотерапия, Гештальт-терапия, Основы личностно-центрированного подхода, Психоанализ, Транзактный анализ А. Эллис

Просмотров: 1562
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  •  Критерии и показатели эффективности формирования  навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ)
  • ГРУППЫ ТЕЛЕСНОЙ ТЕРАПИИ
  • КАРТОТЕКА КЛИЕНТОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
  • Клиентов система
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Когнитивные терапии
  • Концепция нарушений и терапии
  • Концепция невроза в гештальтпсихологии и гештальттерапии
  • МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ или ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • Мишени когнитивной терапии
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Нарушения поведения
  • Общие положения по применению и тактике когнитивной терапии
  • Особенности групповой психотерапии у психически больных клиентов и проблемы их социальнопсихологической реабилитации
  • Оценка гештальттерапии
  • Поведения нарушения
  • Поведенческая терапия: проблемы и вопросы
  • Рационально-эмотивная поведенческая терапия
  • Родительского поведения нарушения
  • Способность рационально управлять самим собой
  • Стратегические концепции когнитивной терапии
  • Тест «Нарушения общения в шкалах методики KSADS»
  • Техники гештальттерапии
  • Техники когнитивной терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь