Религиозное поведение

(religious behavior) Религия имеет дело с таким количеством неосязаемых вещей, что научное изучение религии как таковой оказывается почти невозможным. Едва ли не единственный удобный путь для науки подступиться к религии заключается в изучении Р. п. Однако, даже на этом пути возникает немало сложностей. Почти любое поведение у нек-рых людей становится Р. п. при определенных обстоятельствах. Сравнительно легко определить Р. п. там, где предполагается участие сверхъестественных существ. Поэтому любое поведение, связанное с попытками оказать влияние на поведение и отношение таких существ, очевидно является Р. п. Любое поведение, направленное на божество или "дух", по определению относится к этой категории, однако сюда тж относится и поведение, направленное на более аморфные объекты - напр., ощущение себя "на священной земле" или в присутствии "непостижимого", или "мана". Рудольф Отто уделил много внимания этому последнему в "идее святого" (idea of the holy) или "mysterium tremendum". Это чувство могут вызвать природное явление или произведение иск-ва. Места и объекты играют центральную роль в Р. п. Они вызывают поведение, к-рое в условиях данной культуры характеризовалось бы как "религиозное" или "благочестивое". Последнее меняется от культуры к культуре - варьируя от исступленного экстаза до крайней смиренности, от бурной радости до глубокой серьезности. При этом могут существовать различия даже в пределах осн. культуры, как, напр., между пятидесятниками, к-рые могут кричать и танцевать во время богослужения, и членами епископальной церкви, к-рым бы никогда не пришла в голову даже мысль о том, чтобы кричать в церкви. Церковь является местом для благоговения, однако одни рассматривают его как указание на проявление дикого исступления, в то время как другие считают, что в церкви уместна только глубочайшая серьезность. Тем не менее, человек способен идентифицировать такие места как священные и ведет себя в них так, как если бы он был уверен, что в них присутствуют особые силы. Однако, в таком поведении, по-видимому, содержится мало того, что не определялось бы культурой. Одна из трудностей объективного изучения Р. п. связана с необходимостью проведения различий между магией и религией. Объективно они могут практически не отличаться, однако маг рассматривает свои действия как инструмент для достижения результатов, тогда как верующие считают, что влияют на высшую силу (божество). Опять-таки, намерение становится основным фактором при определении того, чем является Р. п. Однако не все действия, относящиеся к Р. п., имеют своей целью оказание влияния на высшую силу. Нек-рые из них представляют собой просто благоговение в присутствии "mysterium tremendum". Др. их часть является выражением благодарности и признания за само наше существование и чудеса этого мира. В своем наиболее мистическом проявлении, Р. п. является попыткой усиления идентификации с "первопричиной" или, как сказали бы некоторые, "душой мира". Проблема для объективного ученого состоит в том, что все это является чрезвычайно субъективным. Наблюдаемое поведение может поэтому оказываться магическим, формальным или религиозным, в зависимости от придаваемого ему значения. Нек-рые формы поведения, однако, могут не иметь смысла, а быть просто условными реакциями на специфические стимулы. Едва ли можно охарактеризовать суеверное поведение голубей Скиннера как религию! Иногда поведение людей, к-рое можно было бы назвать "религиозным", является аналогичным - напр. стучание по дереву в знак предосторожности. Т. о., Р. п. отличается от др. действий (магии, условных реакций и т. д.) лишь тем намерением, с к-рым оно совершается; хотя некоторые утверждают, что даже поведение, первонач. являвшееся чисто "условным", после достаточного периода времени выполнения может стать религиозным. Др. трудность возникает при сравнении "личного" опыта с "общим" опытом. Часто наблюдаемое поведение имеет мало отношения к личному опыту. Хорошей иллюстрацией этому могут служить видения Христа у Папы Пия XII. Присутствовавшие при последних минутах жизни Папы слышали, что он с кем-то беседует, но никто из них не видел этого человека и не слышал его ответов. Папа сообщил, что этот др. человек был Христос. Мы остаемся с данными наблюдения за поведением Папы и с нерешенным вопросом о том, являлось ли это поведением религиозным или поведением, возникшем вследствие сенсорной патологии. И все же, мы вынуждены констатировать, что с т. зр. понтифика данное поведение являлось религиозным - снова определяя поведение с позиции намерения осуществляющего его лица, даже если бы эти стимулы являлись галлюцинациями. Т. о., психологи, работающие в этой области, пытаются изучать формы поведения, к-рые либо с культурной, либо с индивидуальной т. зр. (или с обеих одновременно) определяются как "религиозные". Они занимаются поиском общих знаменателей такого поведения. Они хотят узнать предшествующие условия, к-рые вызывают (стимулируют) такое поведение. Им необходима информ. об эмпирических факторах, влияющих на "научение" Р. п., - хотя им тж необходимо узнать, является ли такое поведение врожденным или невыученным. Они тж желают знать сопутствующие эмоции и мотивацию Р. п. При этом жизненно важно постоянно осознавать необходимость в проведении различий между объективными данными и субъективными состояниями. Все соц. науки (и нек-рые биологические) сталкиваются с этой проблемой. См. также Религия и психология У. Э. Грегори

Просмотров: 671
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • Антецедентное поведение (ANTECEDENT BEHAVIOR)
  • БИХЕВИОРИЗМ (от англ. BEHAVIOR - поведение)
  • Брачное поведение (MARITAL BEHAVIOR)
  • Вмешивающееся поведение (ENMESHED BEHAVIOR)
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, асоциальное поведение
  • Девиантное поведение (отклоняющееся поведение)
  • Действия и поведение работников
  • КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Недостаточность питания и поведение человека
  • Недостаточность питания и поведение человека
  • ПАССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (PASSIVE BEHAVIOR)
  • ПОВЕДЕНИЕ
  • ПОВЕДЕНИЕ
  • ПОВЕДЕНИЕ
  • ПОВЕДЕНИЕ
  • ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (ПОВЕДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ)
  • ПОВЕДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОЕ
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Поведение
  • Поведение
  • Поведение
  • Поведение человека
  • Репродуктивное поведение (REPRODUCTIVE BEHAVIOR)
  • СУЕВЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • Сексуальное поведение (SEXUAL BEHAVIOR)
  • Стихийное массовое поведение (англ. – COLLECTIVE BEHAVIOR)
  • Суеверное поведение
  • Эпикур: боги, человек, нравственное поведение, счастье



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь