Религия и психология

(religion and psychology) Почему одни люди глубоко религиозны, в то время как другие не верят в Бога и никогда не посещают богослужений? Почему нек-рые люди становятся пресвитарианцами, а другие членами епископальной церкви, пятидесятниками, католиками или буддистами? Почему нек-рые верующие испытывают глубокие религиозные переживания, тогда как другие воспринимают религию как "скучную обязанность"? Почему нек-рые люди находят в своих религиозных убеждениях успокоение и поддержку, в то время как другие ввергаются в переполняющее чувство вины и самоосуждения? Какова роль религии для психич. здоровья, психотер., прояснения ценностей и нравственного поведения? Это лишь часть вопросов, ответы на к-рые интересуют психологов, занимающихся изучением религии. Несмотря на то, что многие пытались дать определение психологии религии, по-видимому, никому не удалось это сделать лучше, чем профессору Роберту Таулессу из Кембриджа. Он писал, что психол. изучение религии пытается "понять религиозное поведение, применяя к нему психологические закономерности, выведенные на основе изучения нерелигиозного поведения". Хотя психология религии иногда и исследует парапсихол. феномены, осн. акцент все же делается на более традиционных формах религиозного опыта, включая молитву, обращение в веру, мистические переживания, отправление религиозных обрядов и участие в религиозных общинах и культах. Такие исслед. тж поднимают вопросы консультирования, однако психология религии все же в большей степени фокусируется на понимании религиозного поведения или опыта. Психология религии существует с начала XX в., и одно время быстро и продуктивно развивалась, однако после возникновения бихевиоризма интерес к ней упал и она прекратила свое существование практически на 50 лет. Лишь относительно недавно она воскресла и стала восприниматься как оправданная и вызывающая уважение область исслед. для психологов. Фрейд, невзирая на свою характеристику религии как "иллюзии", "универсального невроза" и "наркотика", к-рый, как он надеялся, "человечество преодолеет", тем не менее проявлял большой интерес к религиозному поведению и написал на эту тему неск. статей и 3 книги. Юнг, Адлер и др. представители раннего психоаналитического движения, продолжившие изучение религии, подходили к ней с менее критических и более признающих психол. ценность теологических убеждений позиций. В США изучение религии считалось важной ветвью ранней общей психологии. Г. Стэнли Холл, напр., использовал научные методы для изучения религии. Однако, гораздо большую известность и влияние оказал цикл Джиффордовских лекций Уильяма Джеймса. Опубликованная Джеймсом в 1902 г. книга под названием "Многообразие религиозного опыта" (Varieties of religious experience) является, пожалуй, единственным классическим психол. исследованием религии. Некоторые сферы интереса Методология. Сложность религиозного поведения и опыта привела психологов к использованию разнообразных измерительных инструментов. К ним относятся анализ личных отчетов и интроспекции; клиническое, естественное и включенное наблюдение; использование анкет, опросников и глубинных интервью; анализ документов, таких как дневники и автобиографии религиозных людей; использование личностных тестов; изучение религиозных документов, включ. Библию; и использование эксперим. процедур. Научное изучение религии делает успехи, но этот прогресс идет медленно и трудно, поскольку челов. религиозные феномены (такие как "вера", "убеждение", "обращение" и "приверженность") слабо поддаются точному определению и измерению. Психологические источники религии. Религия - широко распространенный феномен; она имеет долгую историю и оказывает сильное влияние. Фрейд полагал, что толчком к ее возникновению служила борьба первобытных людей с чувством вины и сексуальными импульсами. Более совр. психологи отказались от поиска ист. корней религии и вместо этого сконцентрировались на психол. источниках возникновения и существования религии в современности. Религиозное развитие. На протяжении жизненного цикла у людей меняются взгляды на окружающий мир и восприятие Бога. Детская вера, по-видимому, является простой и магической. По мере взросления человека, его моральные ценности, представления о сверхъестественном и участие в религиозной деятельности претерпевают серьезные изменения. Религиозный опыт. Это одна из осн. областей интереса психологов, занимающихся изучением религии. Уильям Джеймс проанализировал причины и влияние обращения в веру, мистических переживаний, праведности и молитвы. Последующее изучение в данной области дополнилось исследованиями глоссолалии, религиозного содержания снов, психол. основ медитации, влияния религиозного убеждения и ритуала, чудесных исцелений, измененных состояний сознания, влияния исповеди и прощения, влияния оккультных и культовых феноменов, объяснения чудес, употребления наркотических средств с целью вызова религиозных переживаний, и религиозных влияний в области психопатологии. Динамика религиозного поведения. Прайзер считает, что религия не только влияет на людей, но и сама зависит от особенностей челов. восприятия, интеллектуальных процессов, мышления, лингвистических функций, эмоций, моторного поведения, межличностных отношений и отношения к вещам, идеям и к самому себе. Несмотря на свое сегодняшнее незначительное место в психологии религии, изучение взаимосвязи общепсихологических и религиозных феноменов представляет потенциальный интерес для будущих исслед. Религия и социальное поведение. Соц. психологи испытывают особый интерес к соц. организации церквей и синагог, соц. структуре и влиянию религиозных общин, ролям религиозных лидеров и характеру религиозных обрядов и семинаров. См. также Религиозное поведение Г. Р. Коллинз

Просмотров: 1463
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия




Другие новости по теме:

  • »ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА»
  • »КЛАССЫ И ПАРТИИ В ИХ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ»
  • АВТОРИТАРНЫЕ РЕЛИГИИ
  • ДИНАМИКА И СТАТИКА В РЕЛИГИИ
  • КОРНИ РЕЛИГИИ
  • КРИЗИС РЕЛИГИИ
  • МЕТАБУДДИЙСКИЕ РЕЛИГИИ
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
  • МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ
  • НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • Психология религии
  • Психология религии
  • РЕЛИГИИ, ПСИХОЛОГИЯ
  • РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ
  • Религии психология
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
  • Социология религии 
  • ТЕОРИЯ РЕЛИГИИ
  • ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ
  • ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И КОММУНИЗМА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь