МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ТРИАНГУЛЯЦИЯ

- комбинирование ка-чественных и количественных методов, получившее название третьего пути, приводящее к соединению преимуществ обоих методологий, и как следствие - получению более надежных данных. Под триангуляцией под-разумевают термин, используемый в навигации и геодезии, описывающий технику построения третьей точки на основе двух известных, "один из методов, определения геодезических пунктов, служащих исходными ори-ентирами при топографической съемке и других геодезических работах" [Словарь иностранных слов, с. 506]. Впервые по отношению к методоло-гии психологического исследования данный термин был использован D.T. Campbell [1959]. В современной психологии под триангуляцией понимает-ся "использование данных из различных источников, различными метода-ми сбора данных и различными исследователями, по возможности всеми триангуляционными техниками, обладающими необходимой надежностью" [Robson, 1998, с. 404]. Это наиболее широкое определение позволяет схватить все многообразие авторских версий и смыслов, вкла-дываемых различными исследователями в данный подход, его ограниче-ния и возможности.

По мнению ряда авторов, комбинирование качественных и количественных методов, получившее название третьего пути, приводит к со-единению преимуществ обоих методологий, и как следствие - получению более надежных данных. Минимизируется неадекватность отдельных ме-тодов, что, в итоге, приводит к достижению высокой внутренней надежно-сти. J. Bradley подчеркивает в этой связи, "это возможно и крайне желательно в интересах методологического плюрализма, исследовать осново-положения всех исследований в контексте их полезности для понимания конкретной исследовательской проблемы. Активное обсуждение того, что мы знаем в свете того, как создается наше знание, может только расши-рить наше понимание" [Bradley, 1993, с. 448].

Избрание третьего пути, предполагающего максимально продуктивное использование возможностей качественных и количественных методов, получило название и было конституировано как методологическая триан-гуляция. Наиболее известной разновидностью является "совместная три-ангуляция, представляющая одновременное использование количествен-ных и качественных методов" [Morse, 1991, c. 122].

По мнению B.J. Breitmayer, "триангуляция комбинирует независимые и взаимодополняющие методы для:

" улучшения описания исследуемых процессов или процесса;

" идентификации хронологии событий;

" предоставления оснований для очевидности внутренней валидности;

" подтверждения или валидизации результатов исследования" [Boyd, 1979, c. 237];

" "в конечном счете, для понимания и контекстуальной репрезентации ре-зультатов исследования феномена" [Breitmayer, 1993, c. 195].

При относительно независимом друг от друга сборе и оперировании данными, они сопоставляются друг с другом в завершении каждого иссле-довательского цикла для возможного формулирования новых гипотез, проверки полученных выводов и их возможной коррекции [Caracelli, Greene, 1993, c. 120].

Методологическая триангуляция может быть классифицирована как одновременная или последовательная. Одновременная триангуляция пред-полагает параллельное использование и количественных, и качественных методов. В данном случае между двумя используемыми альтернативными методологиями присутствует мало взаимодействия. Последовательная триангуляция используется в случае, если "полученные при посредстве одной методологии данные, применяются в качестве основания для после-дующего привлечения альтернативной методологии" [Morse, 1991, c. 120].

Первым шагом применения качественно-количественной триангуляции является детерминация специфической исследовательской про-блемы. Подобное имеет место в случае перехода от индуктивно построен-ной теоретической конструкции к эмпирически подтверждаемой дедук-тивной конструкции. E. Mitchell [1986] утверждает, что триангуляция пре-доставляет возможность подвижности и глубинности, которой лишены отдельные методы. Для обеспечения эффективности триангуляции по E. Mitchell следует соблюдать следующие требования:

" Четкое определение исследуемого вопроса.

" Компенсация сильных и слабых сторон каждого из методов продуктивными возможностями друг друга.

" Пригодность избранных методов для исследуемого феномена.

" Продолжающаяся, циклическая оценка продуктивности и валидности используемого подхода [там же].

Не смотря на то, что триангуляция способствует решению многих проблемных вопросов, связанных с повышением приближения результатов исследования к максимальному уровню репрезентативности специфики жизненных переживаний субъекта, она приводит к снижению внутренней валидности. К числу основных проблемных вопросов исследования, по-строенного на методологии триангуляции, можно отнести следующие:

" Как комбинировать цифровые, лингвистические и составные данные?

" Как интерпретировать дивергентные результаты цифровых и лингвистических данных?

" Что делать с пресекающимися концептами, присутствующими в данных, сложно отделяемыми друг от друга?

" Когда и как оценивать вес полученных данных?

" При каких условиях различные используемые методы могут рассматриваться как одинаково чувствительные и равновесные?

Безусловно, методологическая триангуляция не рассматривается как панацея от всех бед и для всех социальных исследований. Тем не менее, многими авторами она рассматривается как компромиссное решение, спо-собное максимизировать сильные стороны и минимизировать слабости каждого отдельного подхода, способствуя углублению исследования и развития знаний о феномене. Методологическая триангуляция обладает и большим интегративным потенциалом, возрастающим при циклическом перемежении количественных и качественных методов и наоборот, приво-дя к углублению понимания на каждом последующем витке спирали [Ca-racelli, Greene, 1993]. К тому же триангуляция может приводить и к откры-тию парадоксов и противоречий, как теоретических построений, так и эм-пирических выводов, полученных в рамках традиционного количественного подхода к исследованию психологической феноменологии. A.A. Bryman [1988] называет ее технической версией количественно-качественных дискуссий, указывая, что количество и качество не пред-ставляют несоизмеримых парадигм вообще, а всего лишь методы, изби-раемые по принципу наибольшей пригодности к изучению определенного класса проблем.

Просмотров: 3644
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » В.А. Янчук. Интегративно-эклектический подход к анализу психологической феноменологии. Словарь-справочник




Другие новости по теме:

  • " КАК БУДТО" ЛИЧНОСТЬ (AS-IF PERSONALITY)
  • "БОЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" ("BADTRIP") (МКБ 305.3)
  • "ИНДИВИДУАЛЬНОЕ"
  • "КУЛЬТУРНЫЙ" ШОК (МКБ 309.2)
  • "ОЧЕНЬ РАНЕЕ СЛАБОУМИЕ"
  • "РАЗРЕШАЮЩИЕ" МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПИИ
  • "САЛААМОВ ТИК" (МКБ 307.0)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • диаграмма“стебель-с-листьями”, “ствол-лист”, "опора-и-консоль"
  • Индекс женской занятости (WOMEN"S EMPLOYMENT)
  • КАМЕРОНА КОНЦЕПЦИЯ "СВЕРХВКЛЮЧЕНИЯ"
  • КОНЦЕПЦИЯ "ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ"
  • КОСА-БИРМАНА МЕТОДИКА "ЗАКОЛДОВАННАЯ СЕМЬЯ"
  • ЛИЧНОСТИ "МНОЖЕСТВЕННОСТЬ" (МКБ 300.1)
  • ЛИЧНОСТЬ РАСТОРМОЖЕННАЯ ("БЕЗУДЕРЖНАЯ") (МКБ 301.8)
  • МАХОВЕР ТЕСТ "РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА"
  • МЕТОД "РЕПРЕССИИ"
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • ПРОГРАММА "НОВЫЙ СТАРТ"
  • ПРОГРАММА "ЧЕЛОВЕК. ТРУД. ПРОФЕССИЯ."
  • ПРОГРАММА "ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА"
  • ПСИХИАТРИЯ "ВРАЩАЮЩИХСЯ ДВЕРЕЙ"
  • РАССТРОЙСТВО АКТИВНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ГРАНИЦ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ИДЕНТИЧНОСТИ "Я"
  • РАССТРОЙСТВО ЦЕЛОСТНОСТИ "Я"
  • РОДЖЕРСА "ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ" ПСИХОТЕРАПИЯ
  • СИНДРОМ "РАСЩЕПЛЕННОГО МОЗГА" ПРИ ПОРАЖЕНИИ МОЗОЛИСТОГО ТЕЛА
  • ЧОЛАКОВА МЕТОД "ДЕКАПСУЛЯЦИИ"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь