СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович

(5(17). 05.1820, Москва - 4(16). 10.1879, Москва) - историк, отец В. С. Соловьева. В 1838 г. С. поступил в Московский ун-т. В 1842 г. уехал за границу, слушал лекции в ун-тах Берлина и Гейдельберга, в Сорбонне и Коллеж де Франс. Вернувшись в Москву, С. в 1845 г. стал читать лекции по рус. истории в Московском ун-те. В 1847 г. он получил степень д-ра исторических наук, политической экономии и статистики, вскоре был утвержден в должности экстраординарного проф., а с 1850 г. - ординарного проф. ун-та. В 1864-1870 гг. был выборным деканом историко-филологического ф-та, а в 1871-1877 гг. - ректором ун-та. Тома его главного труда "История России с древнейших времен" выходили ежегодно с 1851 г. вплоть до самой смерти ученого. С. исходил из идеи органического, внутренне обусловленного, поступательно-прогрессивного развития всех народов. Высшую цель истории он усматривал в стремлении к воплощению христианских идеалов добра и справедливости. Согласно С., все народы в своем историческом развитии проходят два этапа: период господства "чувства" и период господства "мысли". 1-й этап - это юность народов, здесь общественная жизнь еще неразвита, индивидуальные страсти  ничем не ограничиваются. 2-й этап - время зрелого развития, распространения просвещения и расцвета науки. Переход от 1-го ко 2-му этапу в Западной Европе связан с эпохой Возрождения, в России - с эпохой Петра I. Особое внимание С. уделял влиянию природных условий. Если для народов Западной Европы, указывал он, природа была матерью, то для народов России - мачехой. Горы разделили Европу на замкнутые части как бы естественными границами, дали возможность строить прочные городские укрепления и тем самым ограничивали внешние вторжения. Благоприятные природные условия, и в частности близость моря, содействовали разнообразию занятий, разделению труда, формированию сословий и т. д. Русь представляет собой огромную равнину без естественных границ, открытую нашествиям. Однообразие природных форм вело к однообразию занятий, а последнее к однообразию в обычаях, нравах, верованиях. Все это лишало население оседлости, порождало слабость его социальной организации. Отсюда, по мнению С., вырастала ведущая роль государства в организации общественных сил и вообще в историческом развитии. Государство у С. воплощает в себе народ. Последний только через государство, или, как он часто писал, правительство, проявляет свое историческое бытие. В теоретико-методологическом плане заслугой С. было обнаружение силы, к-рая в конечном счете определяла ход исторического развития. Такой внутренней силой С., как и Гегель, считал борьбу противоположных начал. По его мнению, общим для всех народов началом было противоречие между идеалами христианства как высшей цели социального прогресса и ограниченностью человеческих возможностей в их достижении. Главное противоречие исторического развития России С. видел в борьбе родовых и государственных отношений. Важную роль также играла борьба "леса" со "степью", т. е. оседлых народов с кочевыми, "старых" и "новых" городов, передовых начал европейской цивилизации с отжившими формами и нормами общественной жизни. Считая целью исторической науки раскрытие органического, внутренне обусловленного характера социального развития, С. призывал царских чиновников не мешать своими административными действиями науке, а революционных демократов - не спешить с их программой преобразований и подождать, пока наука даст ответы на вопросы жизни. Образцом разумных и плодотворных общественных преобразований он считал петровские реформы. После Петра I осн. содержанием исторического развития России стала реализация выдвинутой им программы, "которую Россия выполняет до сих пор, - указывал С, - и будет выполнять, уклонение от которой сопровождалось всегда печальными последствиями". Рассмотрение времени Петра I и до сер. 70-х гг. XVIII в. заняло 11 т. его "Истории". В них был систематизирован огромный открытый им самим фактический материал. "История России с древнейших времен" и др. труды С. являются существенным вкладом в развитие отечественной общественной мысли, представляя собой составную часть нашей национальной культуры.

Просмотров: 973
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • ГЕГЕЛЬ В РОССИИ
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ
  • ДРУЖБА НАРОДОВ
  • История развития социальной работы
  • Конт о стадиях развития истории человечества
  • КУЛЬТУРА РОССИИ В ЕЕ СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Научные исследования проблем социального государства в современной России
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Периодизация истории цивилизации в России
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА «СЕМЬЯ» В РОССИИ
  • Программы социального развития на федеральном, региональном и местном уровнях
  • Психология народов
  • ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
  • ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ВО ИМЯ ЖИЗНИ (СЕНЕЖСКИЙ ФОРУМ)
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ РОССИИ
  • ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ
  • ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ
  • УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ в России
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ
  • ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ
  • Языки малочисленных народов России
  • ЯЗЫКИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь