Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО- религиозно-философское и идеологическое течение, возникшее в рус. социал-демократии после революции 1905-1907 гг. В условиях репрессивной политики царизма и распада массовых движений в об-ве начали расти настроения бессилия, апатии, пессимизма, усилился (особенно в литературе) интерес к религиозно-нравственным проблемам. Среди либеральной интеллигенции (не без влияния зап. мистицизма и декадентства) распространилось богоискательство - стремление обосновать новые религиозные ценности, среди церковных деятелей - реформационные чаяния. Это был своего рода протест против официального, "окаменевшего" православия и одновременно желание укрепить религию и авторитет церкви, подорванные из-за ее связи с государством. Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, мн. из к-рых попытались по-новому осмыслить социалистические идеалы и общественные движения, придав им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, замечает современник, начали "стекаться на заседания религиозно-философского общества", чтобы обсуждать вопросы о социальной значимости религии и церкви с богоискателями. Но в отличие от последних они попытались обосновать Б., подразумевая под этим создание ("творческое строительство", ибо "богов не ищут, их создают") новых сверхиндивидуальных объектов религиозного "поклонения" и преобразования одновременно. Таковы, по мнению богостроителей (Базаров, Луначарский, Юшкевич и др.), вполне рационально толкуемые марксизмом "природа-космос", "труд", "техника", "коллектив", "творчество". М. Горький, разделявший в этот период идеи Б. ("Исповедь", 1908), ст. "О цинизме" (1908) закончил словами: "...религией человечества должна быть прекрасная и трагическая история его подвигов и страданий... в борьбе за свободу духа и за власть над силами природы!" Больше всех писавший о "богосочинительстве" Луначарский увидел в теории научного социализма "пятую великую религию, формулированную иудейством" (Религия и социализм. Ч. 1. 1908. С. 145). Первые четыре - иудаизм и вышедшие из него христианство, ислам и пантеизм Спинозы. В учении Маркса ("пятой религии") уже "нет и не может возникнуть никаких трансцендентных представлений" (Там же). Это "религия без бога", т. е. религиозный атеизм. Согласно Б., суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью. Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, к-рая становится "высшей формой религиозности". Т. обр., социализм - "религия труда", активизма, основанная не на мистических началах, а на реализме "чистого опыта" (центральное понятие философии Р. Авенариуса). Отбросив "ветхий плащ старого материализма" (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм, "на философию коллективизма" Богданова с ее идеей организации опыта. В качестве "организующих" они рассматривали и религиозные понятия (бог, вера, чудо и др.). Они полагали, что в религиозной оболочке марксистский социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Для пропаганды своих взглядов представители Б. и эмпириокритицизма организовали в 1909 г. на о. Капри школу для рабочих - социал-демократов. Обстоятельный социальный и гносеологический анализ эклектической концепции богостроителей с диалектико-материалистической т. зр. дан в работах Ленина и Плеханова. Позднее "создание своеобразной философской теории, так называемого "богостроительства", Луначарский назвал своим "самым ложным шагом" и признал справедливость этого критического анализа (К вопросу о философской дискуссии 1908-1910 гг. // Литературное наследство. Т. 82. 1970. С. 497). Уже к началу 1-й мировой войны Б. как течение перестало существовать. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Русская философия: словарь/Под общ. ред. М. А. Маслина / В. В. Сапов. – М.: Республика, 1995 Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|