КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

- один из видов философского реализма, развивавшийся в первой половине XX в. Для его сторонников характерно требование эпистемологического обоснования реальности предметов сознания и познания. Продолжая традицию кантовского критицизма, К.р. противопоставлял себя "догматическому реализму" - некритическому постулированию объективности внешнего мира. К такому догматизму относился как "наивный реализм"  обыденного мышления, так и идеализм, сводящий предмет познания  к опыту. Важное значение К.р. придавал качественному различению объекта и его представления в знании. В трактовке их отношения представители К.р. придерживались разных версий. Ряд философов (А. Риль, Э. Бехер, Г. Шварц) продолжали трансцендентализм - знание имеет объективное основание, но предметность создается самим сознанием. В. Вундт, О. Кюльпе и их последователи, напротив, большое значение придавали анализу психологических механизмов освоения и представления реальности в сознании. Онтология К.р. также неоднозначна. В ней встречаются материалистические тезисы, однако сам по себе реализм не тождественен материализму. Поэтому многие представители К.р. допускают реальность идеальных сущностей.

В США К.р. как философское течение сформировался на базе критики неореализма. В 1920 Р.В. Селларс, Дж.В. Пратт, Лавджой, Д. Дрейк, А.К. Роджерс, Ч.О. Стронг выпустили программный сборник "Очерки критического реализма" (Essays in Critical Realism. L., 1920). Вскоре к группе примкнул Сантаяна. Объединяющим амер. К.р. основанием было неприятие неореалистических идей прямого "схватывания" субъектом объекта и "имманентности независимого". Любое содержание человеческого сознания рассматривалось как результат, опосредованный сложным познавательным процессом в контексте взаимодействия субъекта и объекта. Этим объясняется значительное внимание К.р. к анализу механизмов познания, особенно чувственного, и реабилитации классической корреспондентной теории истины как соответствия знания предмету. Однако в трактовке объектов познания, природы "чувственно данного" и критериев истины позиции представителей К.р. расходились. У Р.В. Селларса совокупным объектом познания выступала физическая реальность. Стронг и Роджерс трактовали объекты в духе идеалистического эссенциализма. Позиция Сантаяны была противоречива, но он также склонился к эссен-циалистскому варианту. Согласно К.р., адекватность знания обеспечивается его соответствием объекту, опосредованным идеальными структурами и опытными данными, которые принципиально не могут быть "похожими" на объект. Расхождение мировоззренческих позиций в К.р. было еще более значительным. Лавджой и Р.В. Селларс склонялись к материалистическим взглядам, другие критические реалисты близки к объективному идеализму, нередко теистического толка (Пратт, Дрейк). Несмотря на непродолжительное существование, амер. К.р. сыграл заметную роль в развитии натурализма и научного материализма в США. Как особое течение К.р. в настоящее время  уже не существует. Однако некоторые его идеи в модифицированном виде воспроизводятся в научном реализме и разрабатываются в рамках конкретных философских концепций. К ним, напр., относится "радикальный критический реализм"  амер. философа М. Мандельбаума, который испытал влияние Лавджоя и стремился разработать критико-реалистическую методологию исторического познания.

A.M. Каримский

Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 5, 6; A. Peacocke. Intimations of Reality: Critical Realism in Science and Religion. Notre Dame, Indiana, 1984; R. Harre. Varieties of Realism. Oxford. 1986; H. Albert. Kritik der reinen Erkenntnislehre: Das Erkenntnisproblem in realistischer Perspektive. Tubingen. 1987.

Просмотров: 930
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • Американское просвещение: Представления о процессе познания
  • Единство мышления и речи, общения и познания
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО  ПОЗНАНИЯ
  • МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Метод научного познания
  • Методология научного познания
  • Методы научного познания
  • ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
  • Объект и субъект познания
  • ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
  • РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ
  • Расстройства чувственного познания
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (ЗНАНИЯ)
  • СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Формы научного познания
  • ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь