ГЛЮКСМАН (GLUCKSMANN) Андре

(р. 1937) - франц. философ, приобретший известность в 70-е годы как один из лидеров "новых философов". Сотрудник Национального Центра научных исследований. Проблематика философских исследований Г. во многом обусловлена его активным участием в студенческом движении конца 60-х - начала 70-х годов (сначала в маоистском Союзе коммунистической марксистско-ленинской молодежи, затем в Пролетарской левой) и последующим отказом от идей левого радикализма. В начале своей научной карьеры Г., будучи ассистентом Арона, написал обративший на себя внимание трактат "Рассуждение о войне" (1967), в котором проблема войны рассматривается как центральная для современной цивилизации. Г. поднимает уровень анализа проблемы войны с конкретно-политического до философского, в результате доктрина К. Клаузевица предстает не только как применение идей Гегеля к военной стратегии и тактике, но и как один из двух существующих типов мировосприятия: война как система сопротивления, как революция, в противовес войне как абсолютному уничтожению. Современная история, по Г., - противоборство этих позиций. В более поздних работах ("Европа 2004", 1980; "Сила головокружения", 1983 и др.) отношение Г. к войне зависит от анализа внутренних проблем социальных систем, прежде всего тоталитарных режимов. В кн. "Кухарка и людоед" (1975) Г. пытается представить насилие как логическое следствие  марксистской теории, как неотъемлемую часть проекта коммунистического общества. Положение Г. о необходимости опровержения предшествующей идеологии как источника тоталитаризма стало объединяющим для "новых философов". Согласно Г., суть социума - отношения господства - подчинения; поэтому общество и необходимо присущее ему государство воплощают тоталитаризм. Достижение в нем свободы невозможно: во-первых, ее нет для членов общества, поскольку всегда есть "отсутствующий Господин", создавший это общество и придумавший для него законы; во-вторых, общество несвободно как целое, поскольку, будучи обществом равных (Г. имеет в виду реализацию эгалитаристских идеалов), вводит для самого себя дисциплину - "этот всеобщий рациональный принцип порабощения"; в-третьих, вовне такое общество также "излучает" несвободу, поскольку должно обеспечиваться экономически ("Господа мыслители", 1977). Революция, по мнению Г., не может изменить природу социума и служит в конечном счете укреплению властных отношений. Поэтому главными виновниками разрастающегося тоталитаризма, укрепляющегося благодаря эгалитаристским иллюзиям людей, Г. считает создателей революционных теорий и относит к ним прежде всего Фихте, Гегеля, Ницше и Маркса. Используя терминологию Лакана, Фуко, Деррида, Г. представляет историю как реализацию идей, выраженных в "текстах" великих авторитетов, созданных как "дискурс Властителя" специально для достижения господства. Одновременно активистские идеологии оцениваются Г. как некие социодицеи - попытки примирить какую-либо модель общества (или ее осуществленное изменение, сообразно "благим" или "разумным" началам) и наличие социальной несправедливости. Г. обращает внимание на то, что любая система ценностей начинает функционировать в обществе как довлеющий человеку стереотип - это Г. называет "глупостью" ("Глупость", 1985). Главной из таких глупостей Г. считает идею блага, на которой построены как левые, так и правые идеологии и которая показала как свою историческую несостоятельность, так и теоретическую абсурдность. Г. рассматривает социально-психологическую обусловленность существования господствующих идеологий и возможность отдельного философа им противостоять; образцом Г. считает Сократа ("Цинизм и страсть", 1981). В последнее время Г. обращается и к Декарту, который в новой интерпретации Г. отличается от "господ-мыслителей" тем, что не строит "позитивной" идеологии, а "раскрывает заблуждения". Декарта Г. представляет как философа универсального сомнения, наследие которого должно стать главным источником восстановления интеллектуализма во Франции. Г. присоединяется к концепции негативного гуманизма, У истоков которой, по Г., стоял Декарт: это видение человека не в лучших, а в худших его проявлениях - не идеал, а принятие ужаса реальноети. Позитивная программа Г. пессимистична: уклонение от борьбы и конфликта позволяет избежать катастрофы, реализовать гуманизм и сохранить единичное, но оно обречено на одиночество ("Декарт - это Франция", 1987). Сохраняющаяся популярность работ Г. объясняется тем, что в них своеобразно преломляются идеи различных философских течений и находит концептуальное выражение свойственное многим интеллектуалам умонастроение.

A.A. Костикова

Le discours de la guerre. P., 1967; La cuisiniere et le mangeur d&hommes. P., 1975; Les maitres penseurs. P.,1977; Europe 2004. P., 1980; Cynisme et passion. P., 1981; La force du vertige. P., 1983; La betise. P., 1985; Descartes c&est la France. P.,1987.

Просмотров: 987
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • “ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА” ТЕОРИЯ, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
  • «Наука логики» и система Гегеля
  • Аграрное общество ( в технократической концепции)
  • ГЛЮКСМАН (GLUCKSMANN) Андре
  • ГЛЮКСМАН (GLUCKSMANN) Андре
  • ГОСПОДСТВУЮЩЕЙ ИДЕОЛОГИИ ТЕЗИС
  • Господствующей идеологии тезис 
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОЛЛЕКТИВИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • ИСТОРИЯ ИДЕЙ
  • КОНЦА ИДЕОЛОГИИ ТЕОРИЯ
  • Критика буржуазной социологии (философии , идеологии)
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ (ОБЩЕСТВО МАССОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ)
  • ОДИН СУТЬ ВСЕ
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Исследование идеологии Развитого Индустриального Общества
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • Основные периоды жизни, сочинения и идеи Гегеля. Юность Гегеля. Штутгарт (1770-1788)
  • Отношение Хабермаса к критической теории общества и марксизму
  • ПЕРЕХОДНОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК
  • Социально однородное общество
  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
  • ТЕЗИС О ГОСПОДСТВЕ ИДЕОЛОГИИ
  • ТЕЗИС О КОНЦЕ ИДЕОЛОГИИ
  • Типы господства и подчинения по М.Веберу
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь